Классному руководителю

График проведения классных и информационных часов государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г.Новогрудка» в I полугодии 2024/2025 учебного года

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся I ступени обучения учреждений общего среднего образования»

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся

I ступени обучения учреждений общего среднего образования»

 

1 класс

Тема1. Я и мое здоровье(2 ч)

Понятия«здоровье» и«болезнь». Их влияние на жизнь человека. Здоровье как ценность. Почему важно быть здоровым. Чтонужно делать для того, чтобы быть здоровым. Понятие«здоровыйобраз жизни». Составляющие здорового образа жизни (личная гигиена, отсутствие вредных привычек, физическая активность).

Тема2. Почему люди болеют(1 ч)

Понятие«болезнь». Излечимые и хронические (неизлечимые) болезни человека. Почему люди болеют. Вирус как однаиз причин болезни. Что такое иммунитет. Понятие о ВИЧ, ВИЧ-инфекции, СПИДе. Как ВИЧ воздействует на организм человека. ВИЧ-инфекция– хроническое заболевание.

Тема3. Соблюдение правил безопасности, когда родителей нет рядом

(2 ч)

Как вести себя с незнакомыми и малознакомыми людьми.Как вести себя, когда ты один дома.

 

2 класс

Тема1. Здоровый Я(1 ч)

Что необходимо знать о своем здоровье. Умение сохранятьи укреплять собственное здоровье. Кто и что может помочь всохранении здоровья.

Тема2. Безопасное и рискованное поведение и здоровье человека. Полезные и вредные привычки и ихвлияние на здоровье(1 ч)

Какое поведение помогает сохранить и укрепить здоровье. Какое

поведение вредит здоровью. Что влияет на поведение человека.

Тема3. Болезнь в жизни человека(1 ч)

Понятие о болезни человека. Излечимые и хронические, инфекционные и неинфекционные болезни. Как болезнетворныевирусы влияют на здоровье человека. Как организм защищаетсебя от вирусов и борется с ними.

Тема4. Что нужно знать о ВИЧ-инфекции и СПИДе(1 ч)

Вирус, вызывающий ВИЧ-инфекцию (ВИЧ). Что такое ВИЧ-инфекция. Что такое СПИД. Как ВИЧ проникает в организм человека(через кровь, от ВИЧ-позитивной матери ребенку). Как ВИЧ непередается.

Тема5. Риск инфицирования ВИЧ и правила личнойбезопасности(1 ч)

Как распознать опасную ситуацию в контексте инфицирования ВИЧ и определить, какое поведение будет наиболее безопасным. Правила поведения в различных жизненных ситуациях как способ защиты от ВИЧ-инфекции: соблюдение правил личной гигиены; предупреждение драк, порезов, ушибов, проколови других ситуаций, влекущих повреждение кожных покровови слизистых оболочек; избежание контактов с незнакомыми ималознакомыми людьми. Что делать и к кому обратиться за помощью в ситуации контактов с чужой кровью.

 

3 класс

Тема1. Здоровье зависит от тебя(1 ч)

Роль образа жизни в сохранении и укреплении здоровья. Безопасное и рискованное поведение и здоровье. Почему бывает трудно вести себя безопасно. Пример и негативное влияниеокружения(друзья, знакомые, сверстники, члены семьи). Как импротивостоять. Сила воли. Зачем она нужна и как ее развивать. Собственное решение как фактор противостояния негативному влиянию. Как мы принимаем решение.

Тема2. ВИЧ-инфекция: что нужно знать(1 ч)

Понятия«ВИЧ», «ВИЧ-инфекция», «СПИД». Где живет вирус в организме человека. Как ВИЧ воздействует на организмчеловека. Передача вируса через кровь и от ВИЧ-позитивнойматери ребенку. Почему вирус не передается в быту.

Тема3. Как защитить себя от ВИ(1 ч)

Как распознать рискованную ситуацию в контексте ВИЧ-инфекции. Правила личной гигиены и меры предосторожности приконтакте с опасными предметами и чужой кровью. Избежаниеконтактов с незнакомыми людьми. Что поможет вести себя безопасно. Право на отказ от рискованного поведения. Что необходимо предпринять и к кому обратиться в рискованных ситуациях.

Тема4. Разные-равные(1 ч)

Кто такие ЛЖВ. Гуманизм и уважение к людям, живущим сВИЧ. Общение с ЛЖВ в повседневной жизни: дружба, совместная учеба, общение, игры.

 

4 класс

Тема1. Рискованное поведение– фактор риска дляздоровья(1 ч)

Рискованное  поведение  как  фактор  риска  для  здоровья. Формы рискованного поведения: курение, употребление алкоголя и других вредных веществ. Последствия рискованного поведения для здоровья человека. Как противостоять вовлечениюв рискованное поведение.

Тема2. ВИЧ-инфекция и вызывающий ее вирус(1 ч)

ВИЧ-инфекция– хроническое инфекционное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека(ВИЧ). СПИД–синдром приобретенного иммунодефицита человека. Предположения ученых о происхождении вируса. Описание ВИЧ: каквыглядит вирус под микроскопом. Влияние ВИЧ на иммуннуюсистему человека. Источник инфицирования ВИЧ– некоторые

биологические жидкости человека. Может ли ВИЧ жить вне организма человека.

 

Тема3. Как передается и как не передается ВИЧ(1 ч)

Ситуации передачи ВИЧ через кровь: использование нестерильного  медицинского  инструментария,  пользование  общими колющими и режущими предметами, от ВИЧ-позитивнойматери ребенку: во время беременности, рождения ребенка, кормлении ребенка грудным молоком. Отсутствие риска инфицирования ВИЧ при общении в быту(дома, в школе, гостях, науроке, при посещении кружков и секций, занятиях спортом) и

воздушно-капельным путем. Как узнать, инфицирован ли человек вирусом иммунодефицита. Где можно сделать анализ(тест) на ВИЧ.

Тема4. Как защитить себя от ВИЧ(1 ч)

ВИЧ-инфекция– мировая проблема. Способы профилактики ВИЧ-инфекции в разных сферах жизни. Памятные даты. 

 

свернуть

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся II ступени обучения учреждений общего среднего образования»

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся

 II  ступени обучения учреждений общего среднего образования»

 

5класс

Тема1. Здоровье– твое богатство(1 ч)

Здоровье– ценность  индивидуальная  и  общественная. Факторы, влияющие на здоровье человека(образ жизни, эко-логия, наследственность, уровень развития здравоохранения). Влияние состояния здоровья на работоспособность, усвоениезнаний, активность. Личные ресурсы человека в сохранении иукреплении здоровья. Влияние рискованного поведения на здоровье человека. Как защитить себя от болезни.

Тема2. Межличностные отношения мальчиков и девочек(1 ч)

Понятие пола человека: мужской и женский. Чем отличаются мужчины и женщины(внутренние и внешние отличия). Качества личности, которые ассоциируются с исполнением мужскойи женской роли. Межличностные отношения между мальчикамии девочками, мужчинами и женщинами. Формирование позитивного образа противоположного пола.

Тема3. История развития эпидемии ВИЧ-инфекции(1 ч)

Понятия«ВИЧ», «ВИЧ-инфекция», «СПИД», «ЛЖВ». История открытия ВИЧ. Статистическая информация о регистрациислучаев ВИЧ в мире и Республике Беларусь. Дети и ВИЧ. Последствия распространения ВИЧ для детского и взрослого населения в мире и Республике Беларусь.

Тема4. Вирус иммунодефицита человека(1 ч)

Характеристика ВИЧ: как выглядит ВИЧ, устойчивость вовнешней среде. В каких биологических жидкостях организма человека содержится наибольшее количество ВИЧ(кровь, грудное молоко). Что такое иммунитет, как он борется с вирусами. Воздействие ВИЧ на иммунную систему человека. Как узнать, инфицирован ли человек ВИЧ.

Тема5. Пути передачи ВИЧ(1 ч)

Источники инфицирования ВИЧ. Пути передачи ВИЧ(припопадании вируса в кровь, от ВИЧ-позитивной матери ребенку). Как не передается ВИЧ. Личные меры профилактики – защита от ВИЧ(соблюдение правил личной гигиены, использованиеиндивидуальных маникюрных и бритвенных принадлежностей, противостояние вовлечению в рискованное поведение).

Тема6. Люди, живущие с ВИЧ(1 ч)

Может ли вирус, попав в организм, изменить жизнь человека. Как относиться к людям, которые болеют ВИЧ. Можем ли мыизменить жизнь или помочь человеку, живущему с ВИЧ. Рольсемьи, друзей в жизни ЛЖВ. Что необходимо знать и как себявести с людьми, живущими с ВИЧ.

 

 

6 класс

Тема1. Нравственность и здоровье(1 ч)

Ценность жизни и здоровья человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Тема2. Шаг к безопасности(1 ч)

Понятия«безопасное» и«рискованное» поведение. Типыповедения, влекущие за собой риск инфицирования. Как распознать опасную ситуацию в отношении вероятности инфицирования ВИЧ. Осознанный безопасный выбор и умение отстаивать свою позицию– основа профилактики ВИЧ-инфекции.

Тема3. ВИЧ-инфекция в вопросах и ответах(1 ч)

Последствия  распространения  эпидемии  ВИЧ-инфекциидля взрослых и детей. Характеристика ВИЧ как возбудителяВИЧ-инфекции: как выглядит ВИЧ, устойчивость во внешнейсреде(влияние температуры, химических веществ и другихфакторов на жизнедеятельность вируса). Содержание вирусав биологических жидкостях организма человека(кровь, груд-ное молоко). Воздействие ВИЧ на иммунную систему человека.

Тема4. Пути передачи ВИЧ и профилактика инфицирования(1 ч)

Источник инфицирования ВИЧ. Пути передачи ВИЧ (при попадании вируса в кровь, от ВИЧ-позитивной матери ребенку). Как не передается ВИЧ. Личные меры профилактики – защита от ВИЧ(соблюдение правил личной гигиены, использованиеиндивидуальных маникюрных и бритвенных принадлежностей). Как отказаться от рискованного поведения.

Тема5. Формирование отношения к ЛЖВ(1 ч)

Определение понятий«предрассудок», «предубеждение», «стигма», «дискриминация». ВИЧ-инфекция и закон.

 

7 класс

Тема1. Актуальность проблемы ВИЧ-инфекции в миреи Республике Беларусь.

Эпидемиологическая  ситуация  в  мире.  Эпидемиологическая ситуация в СНГ, Республике Беларусь. Влияние эпидемииВИЧ-инфекции на развитие стран и континентов. ПоследствияВИЧ-инфекции для Республики Беларусь. Потребности общества в профилактических вмешательствах.

Тема2. Свойства ВИЧ(1 ч)

Некоторые свойства ВИЧ. Локализация ВИЧ в организме человека. Концентрация ВИЧ в биологических жидкостях организмачеловека. Источник инфицирования ВИЧ. Функции и механизм действия иммунной системы. Воздействие ВИЧ на иммунную системучеловека. ВИЧ-инфекция как инфекционное заболевание. Стадиитечения ВИЧ-инфекции. «Период окна». Где и как пройти тестирование на ВИЧ. Лечение и отсутствие вакцинопрофилактики.

Тема3. Как защитить себя от ВИЧ(1 ч)

Пути передачи ВИЧ. Как ВИЧ не передается. Способы защиты человека от ВИЧ. Индивидуальный план действий подросткапо формированию ответственного поведения в контексте рискаинфицирования ВИЧ.

Тема4. Важное слово«нет» (1 ч)

Жизненная цель. Шаги по ее достижению. Что может повлиять на достижение жизненной цели. Осознанный выбор и умение отстоять свою позицию. Принятие решений, самоконтроль. Как сказать«нет» в рискованных для здоровья ситуациях.

Тема5. Люди, живущие с ВИЧ(1 ч)

Люди, живущие с ВИЧ. Уважение, понимание, равенство, гуманизм– основа взаимодействия с ЛЖВ. Предупреждениестигмы и дискриминации в отношении ЛЖВ. Правовые основыпрофилактической работы в области ВИЧ-инфекции.

 

8 класс

Тема1. Жизненные цели(1 ч)

Цели в жизни человека. Постановка целей и шаги по их достижению. Факторы, способствующие и препятствующие достижению жизненных целей. Роль здоровья человека в достижении целей.

Тема2. Я– личность(1 ч)

Понятия«человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Характеристика собственного«Я» (кто«Я», внешниеотличия, выполняемые социальные роли). Уникальность и неповторимость личности человека. Что может негативно повлиять на становление личности человека.

Тема3. Пол и гендер(1 ч)

Понятия«пол» и«гендер». Различия между биологическими социальным полом. Гендерные роли и стереотипы. Влияниегендерных стереотипов на взаимоотношения между полами.

Тема4. Чувства и эмоции в жизни человека(1 ч)

Понятие  о  чувствах  и  эмоциях  человека.  Разнообразиечувств и эмоций человека. Любовь, дружба, уважение, взаимопонимание и способы их выражения. Влияние чувств и эмоцийна поведение человека. Способы управления эмоциями.

Тема5. ВИЧ-инфекция и ее особенности(1 ч)

Характеристика и свойства ВИЧ. Биологические жидкостиорганизма человека с высокой концентрацией ВИЧ (кровь, сперма, вагинальная жидкость, грудное молоко). «Период окна». Пути передачи ВИЧ: парентеральный(через инфицированнуюкровь), половой(незащищенный половой контакт), вертикальный(от ВИЧ-позитивной матери ребенку). Как ВИЧ не передается. Где и как пройти тестирование на ВИЧ. Лечение и отсутствие вакцинопрофилактики. Способы профилактики. Личныемеры защиты от инфицирования ВИЧ.

Тема6. Ситуации риска: как себя вести(1 ч)

Как распознать ситуацию риска в контексте инфицированияВИЧ. Оценка риска и принятие осознанного решения. Приемыаргументации принятого решения. Способы отказа в ситуацияхриска. Анализ последствий принятого решения.

Тема7.«Нет» в ситуациях риска(1 ч)

Негативное влияние и давление сверстников – как им противостоять. Способы отказа в ситуациях риска. Безопасное поведение в незнакомой ситуации.

Тема8. Стереотипы в жизни человека(1 ч)

Понятие«стереотип». Происхождение стереотипов. Стереотипы в отношении ЛЖВ. Особенности жизни с ВИЧ. Как противостоять стереотипам.

 

9 класс

Тема1. Базовая информация о ВИЧ-инфекции(1 ч)

Основные  понятия  и  эпидемиологическая  ситуация  вмире и Республике Беларусь. Последствия распространенияВИЧ-инфекции для человека и общества. Роль профилактики врешении проблемы ВИЧ/СПИДа. Особенности ВИЧ-инфекции. Подходы к лечению ВИЧ-инфекции. Принципы тестирования наВИЧ-инфекцию.

Тема2. Пути передачи ВИЧ(1 ч)

Биологические жидкости организма человека с высокой концентрацией ВИЧ. Биологические жидкости с безопасной концентрацией вируса. Пути передачи ВИЧ: парентеральный (через инфицированную кровь), половой(незащищенный половойконтакт), вертикальный(от ВИЧ-позитивной матери ребенку). Как ВИЧ не передается. Мифы о ВИЧ-инфекции.

Тема3. Как защитить себя от ВИЧ(5 ч)

Занятие1 (1 ч)

Понятие  о  рискованной  ситуации  в  контексте  инфицирования ВИЧ. Как распознать рискованную ситуацию. Алгоритм  анализа  ситуаций.  Понятия«выбор» и«ответственность» впринятии решений. Кто и что влияет на выбор поведения в рискованной ситуации. Как противостоять негативному влиянию врискованной ситуации.

Занятие2 (1 ч)

Факторы, повышающие риск инфицирования ВИЧ (пол, возраст, употребление алкоголя и наркотиков, ИППП, незащищенный половой контакт). Принятие решений. Виды решений. Последствия принятых решений для жизни и здоровья. Алгоритмпринятия осознанного решения в пользу безопасного и ответственного поведения.

Занятие3 (1 ч)

Способы профилактики ВИЧ-инфекции при половом путипередачи:  воздержание,  верность,  презерватив.  Как  сказать«нет» в ситуациях риска инфицирования ВИЧ.

Занятие4 (1 ч)

Употребление алкоголя и наркотиков как фактор риска инфицирования ВИЧ. Мифы о наркотиках и алкоголе и факты. Способы профилактики парентерального пути передачи ВИЧ. Как сказать«нет» в ситуациях риска инфицирования ВИЧ припарентеральном пути передачи.

Занятие5 (1 ч)

Индивидуальный  план  снижения  риска  инфицированияВИЧ. Моделирование собственного поведения на основе сформированных компетентностей.

Тема4. Проблема стигмы и дискриминации в отношении ЛЖВ(1 ч)

Проблема стигмы и дискриминации в отношении ЛЖВ. Причины и последствия. Меры противодействия дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся III ступени обучения учреждений общего среднего образования»

Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся

III ступени обучения учреждений общего среднего образования»

 

10 класс

Тема1. Жизненные цели(1 ч)

Что такое ценности. Ценности в жизни человека. Здоровье как ценность и условие достижения жизненных целей. Факторы, способствующие и препятствующие достижению поставленных целей.

Тема2. ВИЧ-инфекция– мировая проблема(1 ч)

ВИЧ,  ВИЧ-инфекция,  СПИД.  Распространение  ВИЧ-инфекции в мире и Республике Беларусь. Характеристика и свойства ВИЧ. Воздействие ВИЧ на иммунную систему человека. Стадии развития ВИЧ-инфекции. Оппортунистические инфекции. Подходы к лечению ВИЧ-инфекции.

Тема3. Пути передачи и тестирование на ВИЧ(1 ч)

Концентрация ВИЧ в различных биологических жидкостях организма человека. Парентеральный (через инфицированную кровь), половой(незащищенный половой контакт), вертикальный(от ВИЧ-позитивной матери ребенку) пути передачи ВИЧ. Как ВИЧ не передается. Мифы о ВИЧ-инфекции. Тестирование на ВИЧ как одна из мер профилактики. Преимущества тестирования. Принципы тестирования на ВИЧ-инфекцию. Куда можно обратиться для прохождения тестирования на ВИЧ.

Тема4. Как защитить себя от ВИЧ(5 ч)

Занятие1 (1 ч)

Факторы, повышающие риск инфицирования ВИЧ(пол, возраст, употребление алкоголя и наркотиков, ИППП, незащищенный половой контакт, сексуальное насилие). Гендерный аспект проблемы ВИЧ-инфекции. Уязвимость молодежи в контексте инфицирования ВИЧ. Подходы к снижению уровня уязвимости молодежи в контексте ВИЧ.

Занятие2 (1 ч)

Принятие осознанного решения в пользу безопасного и ответственного поведения. Факторы, влияющие на принятие решения. Модель оценки риска инфицирования ВИЧ.

Занятие3 (1 ч)

Способы профилактики ВИЧ-инфекции при половом пути передачи. Отсутствие риска заражения ВИЧ при воздержании от половых контактов. Сохранение взаимной верности – надежная защита от ВИЧ. Защищенный половой контакт. Как сказать «нет» в ситуациях риска инфицирования ВИЧ при половом пути передачи.

Занятие4 (1 ч)

Ситуации, связанные с риском передачи ВИЧ через инфицированную  кровь.  Способы  профилактики  парентерального пути передачи ВИЧ. Употребление инъекционных наркотиков, манипуляции нестерильным инструментарием как факторы инфицирования ВИЧ. Как сказать «нет» в ситуациях риска инфицирования ВИЧ при парентеральном пути передачи.

Занятие5 (1 ч)

Меры  профилактики,  позволяющие  избежать  заражения ВИЧ-инфекцией. Индивидуальный план снижения риска инфицирования ВИЧ.

Тема5. Передача ВИЧ от матери ребенку(1 ч)

Вертикальный путь передачи: во время беременности, родов и кормления грудью. Факторы, повышающие риск передачи ВИЧ вертикальным путем. Способы профилактики инфицирования ВИЧ во время беременности, родов и кормления грудью.

Риск рождения инфицированного ребенка. Мифы и предрассудки общества о проблеме передачи ВИЧ вертикальным путем.

Тема6.  Участие  молодежи  в  профилактике  ВИЧ-инфекции(1 ч)

Памятные даты, символы и события в контексте проблемы ВИЧ-инфекции. Участие молодежи в разработке и проведении профилактических  мероприятий.  Волонтерское  движение  в профилактической работе.

 

11 класс

Тема1.  Участие  молодежи  в  профилактике  ВИЧ-инфекции(1 ч)

Актуальность  проблемы  ВИЧ-инфекции  для  молодежи. Влияние развития эпидемии на молодежь. Ответные меры молодежи на распространение эпидемии. Индивидуальный план снижения риска инфицирования ВИЧ.

Тема2. Пути передачи(1 ч)

Концентрация ВИЧ в различных биологических жидкостях организма человека. Пути передачи ВИЧ: парентеральный (через инфицированную кровь), половой (незащищенный половой контакт), вертикальный(от ВИЧ-позитивной матери ребенку). Факторы, повышающие риск инфицирования. Как ВИЧ не передается.

Тема3. Диагностика ВИЧ-инфекции(1 ч)

Особенности диагностики ВИЧ-инфекции. Процедура прохождения тестирования. Тестирование на ВИЧ: за и против. Принципы тестирования. Где можно пройти тестирование на ВИЧ.

Тема4. Меры защиты(3 ч)

Занятие1 (1 ч)

Оценка риска инфицирования ВИЧ при контакте с кровью. Безопасность посещения медицинских учреждений. Принятие решений и формирование навыков отказа от рискованного поведения в контексте ВИЧ-инфекции.

Занятие2 (1 ч)

Оценка риска инфицирования ВИЧ при половом пути передачи. Факторы риска, увеличивающие вероятность инфицирования ВИЧ. Принятие осознанного решения в пользу безопасного и ответственного сексуального поведения. Способы профилактики ВИЧ-инфекции(воздержание от половых контактов, сохранение взаимной верности, защищенный половой контакт).

Занятие3 (1 ч)

Как распознать опасные ситуации, связанные с риском инфицирования ВИЧ при половом пути передачи. Признаки сексуальных домогательств и поведение, провоцирующие сексуальное насилие. Как противостоять манипуляциям, давлению и сексуальным домогательствам. Как сказать «нет» в ситуациях риска инфицирования ВИЧ при половом пути передачи. Где и

как получить помощь в случае сексуального насилия. Моделирование собственного поведения на основе сформированных компетенций.

Тема5. Поддержка людей, живущих с ВИЧ(1 ч)

Особенности  жизни  с  ВИЧ.  Особые  потребности  детей, рожденных от ВИЧ-позитивных матерей. Поддержка семей, затронутых эпидемией ВИЧ-инфекции. Стигма, дискриминация, спидофобия:  причины,  последствия,  меры  противодействия. Построение равноправных отношений с ЛЖВ. ВИЧ и права человека. Права и обязанности ЛЖВ.

 

свернуть

Родительское собрание: методика подготовки и проведения

Родительское собрание: методика подготовки и проведения

 Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение - согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

    Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

Родительские собрания нужны:

  1. для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;
  2. как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д.  На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собраниях вопросах; —  для ознакомления родителей с анализом успеваемости посещаемости с итогами медицинских обследований и т.д. Но это должен быть аналитический материал "без жареных фактов",  фамилий родителей и детей;
  3. как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей-предметников и т.п. Помнить, что это - консультации, а не претензии к родителям;
  4. как экстренные чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помощь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
  5. совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.п.);
  6. как показ "товара лицом", когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
  7. собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Подготовка собрания:

  • определить тему, главную проблему и основные задачи собрания;
  • уточнить регламент, продумать ход собрания;
  • разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание;
  • продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе;
  • продумать выставочный или информационный материал;
  • определить, кого из учителей-предметников или других специалистов можно пригласить;
  • продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.

Основные элементы подготовки собрания родителей:

  1. Выбор темы собрания.
  2. Определение целей родительского собрания.
  3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
  4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
  5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
  6. Приглашение родителей и других участников собрания.
  7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
  8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Правила поведения классных руководителей на родительском собрании:

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.
  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
  5. Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т.д.)
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например:  снимать верхнюю  одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-тоговорит; называть друг друга по имени-отчеству, а не "Катина мама..."
  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
  9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

 

 

свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

 

 

Приоритетным направлением идеологической и воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования, должно быть формирование у обучающихся, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.

 

Научить пользоваться информацией, извлекать ту, которая будет влиять на формирование интеллектуальных качеств обучающихся, их гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если перед учреждением образования поставлена задача системно влиять на формирование информационной культуры обучающегося.

 

 Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях учреждений образования является информационный час.

 

 Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

 

Цель информационного часа – помочь учащимся ориентироваться в потоке событий, выработать активную гражданскую позицию, почувствовать, осознанно участвовать в общественной жизни страны, отстаивать личные интересы с учетом собственной позиции.

 

Информационные часы проводятся один раз в неделю. Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

 

В зависимости от объема предлагаемого материала, количества рассматриваемых тем, формы рассмотрения информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

 

Обзорный информационный час – это краткий обзор основных общественно значимых политических, социально-экономических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в регионе, стране и мире:

 

  • внутренняя государственная политика (тенденции развития общества, изменения в законодательстве, экономические достижения, наиболее значимые республиканские и региональные мероприятия, проблемные вопросы, возникшие в различных отраслях, и пути их решения);
  • внешняя государственная политика (национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики, расширение интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, развитие таможенного союза, позиция Республики Беларусь в решении международных конфликтов);
  • наиболее значимые события, произошедшие за рассматриваемый период в мире;
  • глобальные экологические проблемы и пути их решения;
  • новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

 

Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

 

 Тематический информационный часпосвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения определенной актуальной проблемы. Очень важно научить обучающихся самостоятельно вносить предложения по актуализации тем для рассмотрения и отбирать нужный материал для информационного часа.

 

Тематические часы по времени могут быть более длительными – до

45 минут.

 

Организация информационных часов в учреждениях образования требует тщательной работы как на этапе подготовки, так и на  этапе проведения.

 

Этап подготовки

 

  1. Определение темы информационного часа, постановка целей и задач.

 

Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.

 

  1. Определение формы проведения информационного часа.

 

  1. Определение модератора (ведущего).

 

Это может быть классный руководитель, куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.

 

  1. Распределение подтем информационного часа между его участниками.

 

  1. Разработка плана подготовки и проведения информационного часа.

 

  1. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.

 

  1. Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития.

 

  1. Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме.

 

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации:

актуальность;

объективность;

значимость;

достоверность;

оперативность;

убедительность.

 

Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

 

Классный руководитель (куратор группы) осуществляет контроль, при необходимости, участвует в подборе актуального материала.

 

  1. Подготовка наглядных материалов – пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете.

 

Современный классный руководитель (куратор группы), являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Рoint, видеороликов, слайд-шоу, подготовленных с помощью программы MovieMaker, программы обработки графических изображений FhotoShop.

 

Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

 

  1. Определение инструментария оценки эффективности проведения, что: информационного часа.

 

При проведении информационного часа необходимо учитывать, что:

 

  • информационный час должен быть мобильным;

 

  • тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения – своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной;

 

  • при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным,

 

  • при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.);

 

  • информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории;

 

  • предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих политических пристрастий;

 

  • информационный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

 

Большое значение при подготовке информационного часа имеет умение пользоваться основными источниками информации.

 

Интернет

 

Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество – возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками; стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации.

 

Телевизионные передачи

 

Эффективным и интересным для аудитории является использование в рамках выступлений материалов документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу, интервью (рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеоматериала). Важно акцентировать внимание пользователей на тех информационных телепрограммах, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире.

 

Своевременное предупреждение обучающихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приобщать молодежь к систематическому просмотру таких телепрограмм как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее актуальных сегодня для нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

 

Периодическая печать

 

Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей резко снижает интерес к поставленной проблеме. При подготовке материала очень важным является изучение актуальных публикаций, касающихся рассматриваемой темы. Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, различных таблиц, схем, диаграмм и др.

 

Печатные издания

 

Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подробная литература – неотъемлемый инструментарий в воспитании информационной культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Важно доступным языком объяснить сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например: «Время, события, люди», «Планета», «Твой политический словарь»).

 

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет работник библиотеки. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для обучающихся краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у обучающихся четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. Рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил обучающихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе материалы и документы.

 

Радиопередачи

 

Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц могут быть с успехом использованы в ходе подготовки к выступлениям. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм.

 

Для проведения информационного часа могут привлекаться информационно-пропагандистские группы (ИПГ), информационные центры (при наличии). В их задачи входит:

 

  • информационно-просветительская работа среди обучающихся;
  • организация мероприятий, в том числе методических (акции, семинары, консультации и др.);
  • приглашение на информационные часы компетентных специалистов;
  • размещение информации о своей деятельности на интернет-страницах учреждения образования с целью оповещения обучающихся, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;

 

  • участие в мероприятиях с курирующими и партнерскими организациями своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

 

Проведение информационного часа

 

Ход информационного часа координирует модератор (ведущий). Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность:

 

  • задать вопросы выступающему;
  • дополнить сообщения иными фактами, примерами;
  • обменяться мнениями;
  • сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

 

После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог информационного часа.

 

Форму проведения информационных часов педагогический работник определяет в соответствии с выбранной темой («Информация +», «Информ-дайджест», «Спрашивали – отвечаем», «По страницам молодежных СМИ», «Беседа за «круглым столом», «Политическая дискуссия», «Информационный ринг», «Как это было», «Годы и люди», «Пресс-конференция», «Фотокамера смотрит в мир»,

 

Оценка качества проведения информационных часов

 

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и деятельностью обучающихся, заинтересованности и эмоциональности модератора, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

 

Качество проведения информационных часов оценивается по критериям внутренней и внешней эффективности:

 

Инструментарием оценки внутренней эффективности информационных часов являются анкеты, отзывы обучающихся, которые они пишут по итогам проведения информационных часов.

 

Внешнюю эффективность – интеллектуальную и духовно-нравственную ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам; использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения – оценивает лицо, ответственное за организацию и проведение идеологической и воспитательной работы в учреждении и/или в данном структурном подразделении.

 

При необходимости тематический план проведения информационных часов корректируется в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

 

Грамотное проведение информационных часов является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии и содержанию данного мероприятия.

свернуть

Формы и методы работы с детским коллективом

Формы и методы работы с детским коллективом

 

Сказка о трехколесном велосипеде

 

Недалеко от волшебного леса жили были люди в деревне. Однажды поздним вечером в одну из крайних изб постучался волшебник, он очень устал и попросил остаться на несколько дней передохнуть, чтобы продолжить свой путь. Выглянул он утром из окна — солнышко встает, девушки деревенские за грибами пошли, прошептал что-то чародей на непонятном языке и прямо из воздуха появилось сказочное колесо.

 

Вышел волшебник прогуляться по улице — видит мужики всей деревней на сход собираются. Вот на возвышение поднялся староста, речь говорит, народ затылки чешет, перешептывается. Посмотрел, посмотрел волшебник на все это действо и сотворил еще одно колесо.

 

Пока ходил гость по деревне, по сторонам смотрел, уж смеркаться стало. Молодежь разложила на берегу реки большой костер, стали парни с девушками хороводы водить. Понравились игры и забавы волшебнику, он возьми да произнеси заклинание. Тут откуда ни возьмись катится третье колесо.

 

Отдохнул, чародей в деревне, новых сил набрался, а на следующий день, перед тем как попрощаться с гостеприимными хозяевами, собрал странник три колеса и соорудил из них чудо игрушку — велосипед. «Это говорит вашим деткам останется, чтобы играли, играли да уму разуму учились!»

 

Формы  воспитательной работы с детским  коллективом

 

Линейка (торжественная церемония) — ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие:

 

  • ведущий линейки (находится в центре внимания);
  • выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);
  • зрители;
  • исполнители ритуальных действий.

 

 

 

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.

 

Первостепенная  роль отводится  соблюдению ритуалов при проведении линейки (подъем государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов, перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов, ритуал «обращения к Повелителю Пятерок», ритуал «изгнания двоек», ритуал «втирания бальзама усердия» и другие)

 

Ритуал  должен обязательно проходить в центре внимания или быть соориентирован на доступность для общего наблюдения. Весьма показателен ритуал выноса знамени. Как правило он предусматривал движение ритуальной группы по всему периметру строя и остановку в центре внимания. Здесь могла происходить передача знамени, смена почетного караула и т.п. Затем, после окончания церемонии ритуальная группа уже могла не обходить строй, чтобы избежать однообразия.

 

Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия:  «рождественский спектакль»; устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу  следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм.

 

Спектакль может проходить   в зрительном зале,   на открытой площадке и т.п.

 

Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами».    Другими словами, концерт- это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

 

Сложность  концерта   состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал. В последнее время часто устроители шоу программ используют в качестве финала сейшен — финальную песню, которую поют все участники по строчке или куплету.

 

Просмотр кино — , видео- , телефильма, спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

 

Представление-соревнование или «Праздничная шоу программа» (конкурсная программа на сцене или на площадке) — представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо:  конкурсная программа на сцене   или спортивные игры на площадке;   КВН, рыцарский турнир  познавательно-интеллектуальная игра, спортивные командные игры. Спортивные игры могут быть как традиционные, так и шутливые.

 

Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Принципы, лежащие в основе речевого воздействия на сознание: доступность информации, аргументированность доводов, интенсивность, ассоциативность, наглядность, экспрессивность, ясность выражений.

 

Фронтальная беседа («Встреча с интересным человеком», «Орлятский огонек») — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока. Весьма показательным является изменение, которое произошло с телепередачей «Час пик». Задуманная как фронтальная беседа (участие в беседе телезрителей осуществлялось с помощью телефонных звонков), передача превратилась в демонстративную индивидуальную беседу (телевизионные аналоги — «Женские истории», «Абажур»). Вызывает интерес технологический анализ телепередачи «Смак». Данная телепередача является представлением, демонстрирующим индивидуальную беседу (с интересным человеком) в ходе предметно-практической деятельности.

 

Митинг — Торжественное собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.

 

Диспут — специально организованное представление,  в ходе  которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

 

Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения.  Различают  следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».

 

Эффективность  дискуссии зависит от соблюдения участниками определенных правил, где  запрещены:   словесные оскорбления,  драки.

 

Защита проектов — представление,  в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Достаточно популярной является такая разновидность этой формы как «Защита фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.

 

Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Примерами данной формы являются разработки проведения Новогоднего праздника,  праздничная ярмарка-гуляние», «Зимняя ярмарка» и т. п.

 

Игровой  идеей (материалом), положенной в основу разновидностей «гуляния», могут быть улица, район города, где проходит развлечение, а также место, предназначенное для этого специфического времяпрепровождения.  Вариантом проведения гуляния является «Вечер альтернатив»   Особенность «Вечера альтернатив» состоит в том, что гуляют участники своими отрядами (временными коллективами). Исходя из определенного нами признака формы, обозначим процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке-гулянию.

 

Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где расположены площадки — аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть целую экономическую игру. Известны случаи, когда в самом начале и финале ярмарки жетоны обменивались на настоящие деньги. Несколько иной механизм вовлечения участников в аттракционы предусмотрен в Методической разработке «Новый год на Дерибасовской». Здесь старшеклассники тратят свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать из полученных слов целую фразу или несколько фраз становится победителем и получает специальный приз.

 

Во-вторых, следует определить специфику аттракциона как специфического конкурса, не требующего особых умений, длительного времени на выполнение задания.

 

В-третьих, ярмарка обычно начинается общим сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут участника, набравшего наибольшее число жетонов.

 

В-четвертых, финал ярмарки может проходить в виде аукциона — распродажи, где участники смогут освободиться от оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.

 

Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:

 

  • общий сбор, который может сопровождаться линейкой, карнавальным шествием,
  • свободное движение участников по пространству,
  • свободный выбор аттракциона и участие в нем,
  • финальный сбор, с аукционом или без него.

 

 

Представление в кругу — ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя елка, пионерский костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по кругу.

 

Танцевальная программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы  Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность — это, так называемый «Стартинейджер».

 

Вечер общения в импровизированном кафе — специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.   Разновидности данной формы: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием», «ассамблея». Данная форма предполагает такие атрибуты кафе как столики, приглушенное освещение, угощение и т.д. Однако возможны и «посиделки без угощения» — «Алфавитные концовки», «Блокнот интерпретатора».

 

Субботник (трудовая акция)- ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Термин субботник не является научным, однако, он результат культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне, на наш взгляд допустимо. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно превратить уборку территории, закрепленной за коллективом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов — фантиков или    отрядное дело — «Бунт», сочетающее в себе митинг и трудовую акцию.

 

Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д.)- специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо.   Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Именно поэтому логично предположить, что при изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что эта форма является дискретной. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. может использоваться для приобретения детьми опыта деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для отдыха.

 

Подготовка к представлению — специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция).

 

Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.  Разновидности  ситуационно-ролевой игры: малая игра (МИГ), большая ролевая игра (БРИГ), игра-эпопея.   Последняя  характеризуется тем, что: во-первых, участники деятельности выполняют функции — игроков (в малой игре от 13 до 20, оптимально 15, в большой игре от 30 до 300 и более, в игре эпопее 100- 700), организаторов, чаще называемых «мастерами игры», функция зрителей для данной формы не предусмотрена. С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулировать интерес к познавательной деятельности в сфере истории, литературы, культурологии и т.д. По времени оптимально, что бы малая ситуационно-ролевая игра (игровое ролевое взаимодействие) длилась от одного часа до двух, большая до 12 до 3 суток, игра-эпопея одну-две недели. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры.   Эффективность  использования ситуационно-ролевой игры обеспечивается следующим алгоритмом: авансирование, информирование, опробование, индивидуальное ориентирование, инструментирование, игровое ролевое взаимодействие, вербализация игровых ощущений, реконструирование (анализ), рефлексия, упражнение в коммуникации

 

«Взятие снежного городка».   Эта сложная затея, включавшая в равной мере и элементы игры, спектакля и спортивного состязания.  Строительство  специального сооружения... Одна партия занимает крепость. Другая —  идет  на приступ.

 

Продуктивная (инновационная) игра — совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

 

— наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

— разделение участников на небольшие (8 — 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

— прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

— наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

 

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы, объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов). Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».

Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.

 

Формы воспитательной работы типа «путешествие»

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».  Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

для информирования воспитанников;

служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и

др.);

предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с

использованием соревнования между командами участницами;

способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

организации коллективного планирования деятельности коллектива.

 

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

 

Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры- эстафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая — в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация — порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может — и до восьмидесяти. Особая процедура — это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

 

Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

 

Третья процедура — это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

 

Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

 

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

 

  1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
  2. Сбор- старт.
  3. Движение команд по маршруту.
  4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности
  5. Сбор-финиш.
  6. Организация последействия.

 

Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.».  Автор указывает, что «для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробной план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся». А.Е. Сейтенский так определяет функции участников экскурсии: с одной стороны -организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой — самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки, магнитофонных записей.

 

Как показывает анализ литературы, наиболее часто упоминаются авторами учебные, производственные и краеведческие экскурсии.

Экскурсия может быть и шутливо-ироничной («Закоулочная экскурсия»).

 

Экспедиция — коллективное путешествие куда-либо, посещение каких либо объектов с исследовательской целью. Родство экспедиции с экскурсией и походом несомненно, мы бы даже позволили себе заметить, что экспедиция занимает среднее положение, между этими двумя формами.  Существует отличие между наблюдением (экскурсией) и исследованием (экспедицией), что же касается похода, то последний может быть просто развлечением.

 

Поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

 

Поход как форма воспитательной работы, по мнению Ю. Козлова и В.Ященко, обладает рядом педагогических потенциалов. Во-первых, использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе. В-третьих, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников. И наконец, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы.

 

Характерной чертой всех форм воспитательной работы типа «путешествие» является наличие оформление схемы маршрута. В игре-путешествии, как и в походе схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако, в первом случае маршрутный лист во многом — атрибут игры.

 

В походе маршрутный лист необходим — указывают Ю. Козлов и В.Ященко, как один из способов профилактики в обеспечении безопасного проведения похода; документ группы на маршруте, дающий в частности, право льготного проезда на железнодорожном транспорте; отчетный документ, который является основанием для оформления туристских значков и разрядов.

 

При проведении похода трудно переоценить значение безопасности жизни и здоровья участников путешествия. Обеспечить безопасность можно в случае:

  • соблюдение всеми участниками похода правил техники безопасности,
  • правильной организацией питания,
  • грамотной организацией движения группы,
  • обеспеченность необходимым снаряжением (в том числе и медицинской аптечкой) и одеждой, соответствующей сезону.

 

Большую роль в реализации воспитательных возможностей похода и обеспечении безопасности жизни и здоровья участников, играет подготовительная работа. Являясь самостоятельной частью воспитывающей деятельности, подготовительная работа представляет собой совокупность отдельных форм. Так, подготовительная работа, направленная на увеличение познавательного эффекта похода может включать беседу, исследовательские задания, заочное путешествие (по карте предстоящего маршрута). Накануне похода проводятся также инструктаж по технике безопасности, упражнения в выполнении ряда предстоящих участникам действий.

 

По итогам похода желательно провести ряд мероприятий: беседа — обсуждение итогов похода, просмотр кино(фото) видео материалов, отснятых в ходе путешествия, оформление выставки, альбома и другие.

 

Парад (карнавальное шествие)- ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время используется достаточно редко.  Карнавальное  шествие нередко предваряет собой праздничное гуляние (ярмарку). В этом случае каждое временное объединение изображает делегацию какой-либо экзотической страны. Наиболее выигрышно выглядят, пусть даже несколько в комично утрированном изображении группы изображающие индийцев, шотландцев, японцев или китайцев, испанцев, швейцарцев или баварцев, аборигенов Аляски и т.п.

 

свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению классных часов

Методические рекомендации по организации и проведению классных часов

 

Классное руководство – это не   работа, это образ жизни!

 

 Многие педагоги с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса. Классные руководители не всегда тщательно готовятся к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о поведении учащихся, о состоянии дел в классе, не отличаются разнообразием форм и тематики. Вместе с тем, привычный и часто уже наскучивший  и детям, и педагогам классный  час может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением.

 

 Классный час является интегрированной формой учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.

 

Основная цель и функции классного часа.

 

 Классный час - это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

 

Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.

 

 Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других  наук не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.

 

Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у  учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.

 

Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.

 

Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.

 

 Воспитательной целью классного часа является формирование  запланированного, точно определенного отношения   учащихся  к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:

 

- «Пробудить чувства уважения к миру животных,  соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;

- «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;

- «Сформировать навыки  законопослушного поведения»;

- «Содействовать выработке собственных нравственных  взглядов, суждений, оценок».

 

Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители  допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как  с синонимическими. В  определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия. И  задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.

 

Методика и техника организации классного часа.

 

Классные часы можно систематизировать следующим образом:

классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;

классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;

классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;

классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;

система классных часов для реализации определенной образовательной программы («Познай себя», «Познай другого»,

«Общение и  этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейных отношений», «Основы законопослушного поведения»,  «Культура здоровья»,  «История, культура, природа родного края», «Профориентация»).

 

Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:

 

- определить тему с учетом основных задач воспитания на современном

этапе;

-  четко сформулировать цель и задачи;

-  продумать содержание;

-  определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать

взаимосвязь этапов;

-  подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;

- подготовить  вспомогательные материалы  (наглядные пособия,

музыкальное    оформление,   раздаточный материал и др.), пригласить

специалистов, интересных людей или родителей;

- включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения

классного часа, распределить задания между участниками и группами;

-  проанализировать его результативность.

 

Структура классного часа

 

Структура классного часа состоит из трех частей:

  • вступительное слово классного руководителя;
  • основная (содержательная);
  • заключительная (вывод).

 

 Рекомендуемые современные  формы проведения классных часов:

 

интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.

 

Тематика классных часов.

 

Планируя тематику классных часов на учебный год необходимо изучить инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по идеологической и воспитательной работе в общеобразовательных учреждениях, которое печатается ежегодно в августе в «Настаўніцкай газете», учитывать задачи и направления воспитательной работы, актуальные  в учебном году.

 

Важно выстроить тематическую систему классных часов как целенаправленный процесс, создать условия для спокойного общения. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Информация, которая отбирается для классного часа должна быть познавательной, яркой и интересной, с массой примеров.

 

Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию,  формированию здорового образа жизни и  культуры безопасной жизнедеятельности,  воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, 5-х –7-х классов актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.

 

Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа,  классный руководитель должен учитывать возрастные особенности детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.

 

Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное. Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого воспитателя.

 

 Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме  нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель  посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых  можно спрогнозировать результативность воспитательной работы.

 

Сценарии и разработки классных часов печатаются в ежемесячных научно-методических российских и белорусских журналах: «Классный руководитель»,  «Практика административной работы в школе», «Воспитание школьников»,  «Воспитательная работа в школе»,  «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця»,  «Пазашкольнае выхаванне»,  «Народная асвета» и др.

свернуть