Профилактическая информация

Что такое насилие?

Мифы о домашнем насилии

По данным статистики на территории нашей страны с этой проблемой женщины сталкиваются каждый час, а за год из-за семейных скандалов погибает порядка 9000 человек. Домашнее насилие практически неистребимо, противостоять ему трудно, но избежать вполне возможно.

Часто его окружает множество мифов. Попробуем разобраться с тем, что действительно является правдой.

Заблуждение первое: Важней всего вовремя распознать

С одной стороны это действительно так. Поняв, что муж является тираном, можно прекратить отношения еще до того, как они дойдут до стадии рукоприкладства.

Но с другой стороны психологи отмечают, что домашнее насилие не возникает беспричинно и внезапно, чаще всего этот процесс идет поэтапно. Сперва муж начинает в довольно грубой форме критиковать внешность жены и ее действия. Если проанализировать его фразы о том, что она толстая (худая), слишком высокая (или маленькая), все ее подруги жалкие (или, наоборот, гораздо лучшее ее), то получается, что он живет в семье лишь из огромного одолжения. Затем замечания перерастают в запреты: не носить короткие юбки, не ходить на встречу с подругами и так далее. Все сводится к попытке запереть жену в четырех стенах, максимально сократив количество внешних контактов. Это уже ограничивает свободу. Финал – это рукоприкладство. Домашнее насилие может быть эпизодическим или регулярным, но здесь важно помнить о том, что единожды случившийся факт говорит о том, что мужчина может позволить себе поднять руку на женщину в принципе. А значит, это может повториться снова и снова. Чем раньше женщина поймет, что в характере мужа есть все признаки тирана, тем проще избежать рукоприкладства.

Ударил однажды - будет бить всегда.Да, это признанный факт, что исправить агрессора довольно трудно. Во многих странах существуют психотерапевтические и образовательные программы для мужчин, подвергающих насилию своих близких. Цель таких групп – научить мужей осознавать реальные причины своих поступков и их серьезность, а также говорить о собственных чувствах, уметь договариваться, не быть агрессивными и понимать, что ни один человек не имеет права на контроль и власть по отношению к другому. 

Заблуждение второе: Бьет, значит любит

 Нет, это не так, и домашнее насилие – это вовсе не признак проявляемой заботы. При этом оно вовсе не обязательно должно быть физическим. Ограничение свободы или экономическое насилие не менее неприятны. Задумайтесь, если муж постоянно упирает на то, что деньги зарабатывает именно он и полностью контролирует семейный бюджет. Это такое же насилие, как и пощечина или удар. Также существует сексуальное насилие, насилие страхом, когда женщина доводится до состояния паники, насилие оскорблением. Самое грустное, что отдельные подобные проявления женщины расценивают как проявление особой заботы. Что-то типа: если он ревнует меня до синяков, значит, просто любит настолько, что не в состоянии справиться со своими эмоциями. Или же не дает мне работать, значит, заботится о моем здоровье и старается облегчить жизнь. Не стоит искать оправданий его поступкам, если его не интересует ваше мнение, то и говорить о большой любви не имеет смысла.

Заблуждение третье: Сама виновата

Довольно распространенное убеждение. С точки зрения гендерных стереотипов, это означает, что если бы женщина вела себя иначе, была бы более услужливой, то ее не нужно было бы «наказывать». Мол, достаточно изменить поведение и женщину никто не тронет пальцем. Реальность же такова, что от поведения в ситуации домашнего насилия практически ничего не зависит. 

Заблуждение четвертое: Я с ним только из-за детей – им нужен отец

Этот миф разрушается гораздо быстрее, чем другие, когда люди начинают осознавать, что дети – свидетели насилия над матерью переживают психологическую травму в той же степени, что и пострадавшая мать. Согласно исследованиям, мужчина, избивающий свою жену, зачастую агрессивен и по отношению к детям. У малышей, находящихся в атмосфере постоянных конфликтов, вырабатывается низкая стрессоустойчивость, снижается иммунитет, успеваемость в школе.

Заблуждение пятое: Страдают от насилия лишь те, кто не умеют за себя постоять

А вот это вовсе не так, насилию подвержены не только «серые мышки». Даже звезды эстрады и другие успешные люди не застрахованы от этого, типичными примерами являются певицы Жасмин и Валерия. И это лишь те примеры, которые известны всем, а сколько див предпочитают не афишировать данные проблемы! Сложность заключается в том, что распознать тирана гораздо легче, чем ему противостоять. Допустим, от ношения коротких юбок можно отказаться, но на этом претензии не закончатся. Если склонность к подобному поведению у мужчины имеется, то рано или поздно это вылезет наружу. Поэтому домашнее насилие предотвратить невозможно, лучше его пресечь.

Заблуждение шестое: он сможет измениться

Это обуславливает бесконечное всепрощение, а если мужчина еще и извиняется после произошедшего, то устоять смогут лишь единицы. Сердце не выдерживает, а тут еще и семью жалко, в результате чего женщина продолжает терпеть. Следом за скандалом следует определенный промежуток перемирия, когда тиран не проявляет своих наклонностей, но затем все повторяется. Число этих повторений зависит лишь от женского терпения. Особой веры в то, что мужчина изменится, нет, но ради нескольких дней перемирия хочется с ним жить. Помните о том, что изменить мужчину невозможно до тех пор, пока он сам этого не захочет. К сожалению, происходит это очень редко.

 

 Рекомендации психологов.

— Всегда быть готовой к тому, чтобы успеть покинуть дом. Для этого иметь при себе документы и хотя бы небольшое количество денег.

— Помнить о том, что существуют специальные кризисные центры для женщин, где помогут не только советом, но и дадут возможность какое-то время провести в специальных комнатах пребывания.

— Не отказываться от помощи родственников и не пытаться скрыть скандал внутри семьи, боясь его афишировать. Домашнее насилие может быть реально опасным.

 

 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

До 60-х годов прошлого века проблеме насилия в семье уделялось мало внимания, отчасти потому, что семья рассматривалось как священное учреждение и область частной жизни : все, что происходило внутри семей, рассматривалось как личное дело, находящееся в поле ответственности только членов семей, но не посторонних.

 В течение последних десятилетий возросло понимание того, что насилие в семьях - главная социальная проблема.

Семья обычно рассматривается как социальный институт, в котором изобилует любовь и теплые взаимоотношения. Однако, как показывает статистика насилие широко распространено во многих  семьях.

Один из самых тяжелых по своим последствиям видов насилия – физическое насилие.

Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний.

В результате физического насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения незначительных побоев до крайней формы – убийства. Физическое насилие относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра .

Большое значение в появлении фактов физического насилия в семье  имеют примеры и уроки насилия люди получают в своих семьях. Если дети терпят насилие со стороны родителей, то, вероятнее всего, когда они становится взрослыми и родителями, они также будут применять насильственные действия против своих детей.

Жертвы насилия в семье - это избитые дети, избитые родители и избитые жены. Жертвы, главным образом, меньше в размерах, имеют меньшую физическую силу, и обычно чувствуют себя беспомощными перед агрессорами (прежде всего, потому, что они зависят от их агрессоров в плане физической, финансовой и эмоциональной поддержки).

Почему происходит насилие в семье? Есть много причин.

 Во-первых, муж или жена, будучи расстроенными на работе, могут приходить домой и вымещать свои негативные переживания  на супруге или детях.

В  нашем обществе, в котором агрессия рассматривается как нормальная реакция расстроенного человека, приводит к  росту  насилия в семье.

Во- вторых члены семьи часто используют физическую силу, чтобы получить преимущество.

Родитель шлепает детей для того, чтобы их дисциплинировать.

Сестра может пихать своего брата, таким способом пытаясь получать что-либо, чего хотят они оба.

Члены семьи, обращаются к физической силе, когда другие способы, по их мнению, не действуют.

Муж - алкоголик, чувствующий, что он потерял уважение его семьи, может обратиться к физическому насилию как последнему средству утверждения своей власти.

В-третьих, насилие, совершаемое против супруга/супруги, особенно избивание жены, к сожалению, допускалось на протяжении многих лет, но только теперь стало объектом внимания общества.

Исследование позволило сделать вывод о том, что жены используют ножи и другое оружие более часто, чем мужья, и с большей вероятностью убивают своих супругов.

Тревожно то, что в ходе исследования было установлено, что каждый четвертый мужчина и каждая шестая женщина одобряли действия мужа, избивающего жену при некоторых обстоятельствах.

Большинство жен, которых периодически избивают мужья, не хотят расторгать брак.

Женщины хотят остаться дома, если 1), насилие случается не часто, 2) их притесняли родители, когда они были детьми, или 3) они считают, что они материально зависят от их мужей.

Многие авторитетные ученые полагают, что насилие в семье продолжается потому, что люди толерантны к физическому насилию и считают его нормой.

Некоторые исследования установили, что часть и мужчин, и женщин полагает, что бить жену " время от времени" - нормальное мужское поведение.

Социологи задумались над этим. Почему человек, мужчина, муж и отец, призванный защищать  домочадцев, бьет их.

     Многие Мужчины имеют низкую самооценку, они ненадежны как кормильцы, отцы и сексуальные партнеры. Они чаще всего имеют стереотипные представления о жене, которая, по их мнению, должна быть покорной и нуждается в руководстве.

        Большая беда случается в семьях, где муж злоупотребляет алкоголем. В результате чего он становится особенно  агрессивными.

       В тех семьях, где дерутся, цикл насилия имеет тенденцию непрерывно повторяться следующим образом:

происходит инцидент с избиением, и жена терпит побои.

Муж чувствует раскаяние, но он также боится, что его жена может оставить его или может сообщить милиции о побоях, поэтому он устраивает "медовый месяц", убеждая ее в том, что он хороший муж, который не повторит насилие снова. (Он может даже покупать жене цветы, подарки, делать работу по дому или быть чрезмерно внимательным.)

Постепенно усилия "медового месяца" прекращаются, и напряжение, связанное с работой, или проблемы семьи снова начинают его беспокоить. В то время, когда он находится в состоянии опьянения, он снова избивает жену.

Этот цикл повторяется снова и снова.

Мужья, склонные к насилию, часто изолируют своих жен и делают их зависимыми. Они пробуют заставлять своих жен разорвать связи с родственниками и друзьями. Они насмехаются над друзьями жены, ее родственниками, они обычно создают ситуации неловкости, когда жена находится в обществе друзей или родственников. Затем жена прекращает контакты с ними “ради мира в семье”. Муж создает все большую и большую зависимость жены, всеми средствами стремиться понизить ее самооценку и добивается ее покорности. Мужья также создают финансовую зависимость жены, препятствуя ей в поисках лучшей работы.

В одном из исследований подсчитано, что в одной супружеской паре из четырех по крайней мере однажды совершался акт насилия.

За исключением убийств в семье, когда жертвами в равной степени становятся как мужья, так и жены, женщины чаще оказываются жертвами и получают серьезные травмы. Мужчины наносят более серьезные увечья, главным образом из-за того, что они физически сильнее.

Необходимо отметить, что женщины склонны выносить жестокость и насилие гораздо дольше мужчин из-за своей финансовой незащищенности.

В большинстве случаев мужья систематически используют силу и оскорбления, чтобы «держать своих жен в узде». Это говорит о том, что у определенной части нашего общества есть устоявшееся мнение о том, что мужья имеют право контролировать то, что делают их жены и подчинять их себе при помощи силы.

Итак насилие в семье имеет, по сути, только три причины:

  1. Насилие, как способ самоутвердиться

Если в семье имеются один или несколько её членов, которые испытывают тягу самоутвердиться за счёт других членов семьи, применяя насилие в семье к другим членам семьи.

То такой человек утверждает свой статус «главного», того, которого «все боятся» в семье, прямым или косвенным насилием над остальными.

  1. Насилие, как ответная реакция на насилие над собой

Совершенно естественная реакция любого члена семьи на насилие над собой — насилие на насилие.

  1. Насилие ради порядка в семье

Самая частая и самая сложная причина: насилие в семье, как способ поддержания порядка в семье.

Здесь насилие или угроза его применения, используется, притом осознанно или неосознанно, для «обуздания» и «приведения в чувство», как отдельного члена семьи, так и всей семьи.

Кем? А тем, кто считает, что кто-то в семье или вся семья живёт не правильно, а нужно заставить его жить правильно, в его и в интересах семьи.

Кто этот «главнокомандующий» семьи? Им, может быть хоть кто: от мужа, до подросшего ребёнка.

НО, вот, важно то, что, на основании чего он решил, что его нормы и правила семьи правильные. И что их нужно, буквально, насадить насилием, чтобы семье было хорошо.

Если с вами происходит что-то подобное, то в срочном порядке боритесь с этим и не стесняйтесь обращаться за помощью для решения данной проблемы.

Если вы решили полностью отказаться от отношений и общения с эмоциональным агрессором, то ни в коем случае не реагируйте на его просьбы вернуться и обещания о смене характера. Как правило, тиранов достаточно трудно изменить.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Психологическое насилие является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия в семье. Психологическое (эмоциональное) насилие трудно диагностировать. Если все остальные формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические последствия, то явные признаки психологического воздействия редко видны, а последствия при этом могут быть чрезвычайно тяжелыми.

Широта и изощренность форм психологического насилия значительно затрудняет их классификацию. Кроме того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

Для того чтобы распознать психологическое насилие, необходимо обращать внимание на следующие факторы:

 Муж унижает свою жену и высмеивает ее недостатки при посторонних людях, получая от этого удовольствие.

Муж  регулярно пренебрегает идеями и мнением своей жены.

По отношению к жертве применяется сарказм и оскорбления с целью ухудшить эмоциональное состояние женщины. Муж постоянно чем-то не доволен, придирается к внешности и к ведению домашнего хозяйства, обвиняет во всем подряд. Постоянные атаки, безжалостная критика, порой даже за самые глупые вещи, не так постель заправила, к примеру.

Присутствует чрезмерный контроль даже в незначительных вопросах.

 Жертву убеждают в ее неправоте и неразумности.

 Агрессор регулярно обвиняет женщину в неуважении.

Он никогда не просит прощения.

Мужчина игнорирует интересы своей партнерши.

Муж избегает обсуждения проблем в семье. Жену всегда обвиняет в любых неприятностях и трудностях.

Эмоциональный агрессор нередко угрожает своей жертве. Жена живет по правилам, установленным мужем. Их смена или невыполнение не обсуждаются.

Любой отдых или личное время женщины расценивается тираном как лень.

Представительница слабого пола чувствует себя некомфортно в компании своего партнера. Женщину преследует чувство подавленности и унижения.

Тиран сразу же находит множество недостатков в ваших родственниках и подругах. О друзьях мужского пола здесь и речи не идет. Вы постепенно перестаете общаться с ними, боясь вызвать гнев вашего мучителя.

Агрессор необоснованно ревнует свою избранницу к другим мужчинам, а также контролирует все финансовые траты.

Постепенно тиран полностью контролирует жизнь своей жертвы или стремится к этому. Только он может принимать решения в жизни их обоих. Так муж может заставлять жену одной обеспечивать всю семью или наоборот не разрешать ей работать. Так же деспот может наложить запрет на выход из дома без его согласия, и взрослая женщина должна буквально спрашивать разрешения на все свои действия.

Разумеется, эмоциональный "насильник" не может третировать вас постоянно, вы же ему еще нужны. Негатив он периодически разбавляет моментами ласки и любви, наподобие всем известного принципа "кнута и пряника". И вы, забыв о прежних унижениях, вновь бросаетесь в его объятия. Это и держит вас рядом с ним, он может быть хорошим, а это самое главное, считаете вы. Неожиданное облегчение в отношениях помогает вам продержаться до следующего раза.

Итогом психологического насилия в семье становятся глубокая депрессия, панические атаки, тревога, неконтролируемые эмоции, нервные срывы, непонимание себя и собственных желаний, того, что с вами происходит, потерянность, неумение получать удовольствие от жизни.

Если вы заметили в своей семье хотя бы несколько из перечисленных признаков, то в срочном порядке боритесь с ними и не стесняйтесь обращаться за помощью для решения данной проблемы.

Что делать, если присутствует психологическое насилие?

Виды психологического насилия бывают разные, и соответственно противодействие к ним не следует применять одно и тот же. Но все же лучше не решать проблемы, а не создавать их.

Если вы заметили только первые признаки того, что любимый человек пытается нанести вам эмоциональный вред, то примите меры, чтобы психологическое насилие в вашей семье не развивалось. Для этого:

  1. Всегда следует оставлять в жизни людей свободное место. Не стоит бояться, что его может занять кто-то лучше вас. Такая мысль не приходит в голову человеку с высокой самооценкой. Если человек захочет вам изменить, то способ он найдет, даже если вы будете за ним следить. Чтобы этого не допустить, следует сохранять романтику в отношениях. Дарите подарки, устраивайте романтические ужины, проводите время вместе, ходите в кино и на каток. Можно придумать массу способов привнести в отношения острые ощущения, не прибегая к ревности и измене.
  2. Чтобы человек не пытался самоутвердиться за ваш счет, поддерживайте его самооценку всегда на высоком уровне. Не только девушки любят комплименты, помните об этом. Мужчины тоже хотят знать, что они замечательные и что их вторая половинка любит их, несмотря ни на что.
  3. Следует уважать друзей своего избранника, ведь это его близкие люди. И, даже если они вам не нравятся, попробуйте с ними примириться.
  4. Ни в коем случае нельзя оскорблять родителей любимого человека. Ведь родственники – это опора и поддержка, стоит это понимать.
  5. И главное, о чем многие забывают – это то, что следует разговаривать. Не копите обиды, ведь иначе они при любой легкой размолвке смогут вырваться наружу. Решайте проблемы по мере их поступления. Если вам не нравится что-то в вашем избраннике, не стесняйтесь об этом сообщить. Свои недостатки человек видит не всегда, поэтому мнение со стороны пойдет только на пользу.

Как не поддаться эмоциональному насилию

Если вы не справляетесь с вашим эмоциональным состоянием, обратитесь за помощью к профессиональному психологу.

Если не готовы идти к психологу, ищите в Интернете психологические сайты, форумы. Чужие люди, рассмотрев вашу ситуацию со стороны, обязательно разберутся в ней и окажут вам помощь.

Но бывает, что уже поздно, все плохо в вашей семье. Все вышеперечисленные признаки психологического насилия имеют место в ваших отношениях с мужем.

А может уйти?

Когда все зашло слишком далеко, жертвы психологического насилия часто задаются этим вопросом, но решиться на ответственный шаг не могут. Ведь, как известно, от себя не убежишь. Следует понимать, что люди относятся к вам так, как вы им позволяете. Человек с заниженной самооценкой может плакать в подушку над тяжелой судьбой, но абсолютно ничего не будет делать, чтобы облегчить свою участь. Стоит задуматься, возможно, и до брака вами помыкали. А может быть проблема идет из детства? Часто бывает, что девочка, в семье которой отец был тираном, считает, что все мужчины ведут себя одинаково. В этом случае она просто заставит своего избранника командовать ей и принижать ее достоинства. Следует хорошо разбираться в своих чувствах и понимать, откуда они исходят. Если вас что-то не устраивает, меняйтесь, вас точно никто не осудит.

Конечно, бывают такие ситуации, когда жертва ни в чем не виновата, и ее тиранят ни за что. В этом случае уходить просто необходимо. Зачем терпеть издевательства? Да, тиран не захочет с вами расстаться просто. Он будет петь песни о том, что он обязательно измениться, только ему нужно дать 150-й шанс. Помните, люди не меняются, если у них нет на то веской причины.

Прекратите прощать свои унижения, пожалейте себя и своих детей - самое дорогое, что у вас есть. Уходите, меняйте номера телефонов, рубите все контакты. Ищите предлог, чтобы уйти из дома хотя бы на время, а потом исчезайте навсегда из его жизни.

Не бойтесь, что ваш муж отберет ребенка, права матери надежно защищены. Для этого нужно быть очень богатым человеком, каких единицы, и подобные истории всегда привлекают внимание прессы.

И самое главное, любите себя такую, какая вы есть. Каждая женщина имеет право на счастье и на нормального мужчину. Который, кстати, всегда найдется.

В ста процентах случаев, женщина, уйдя от психопата, расцветает и морально, и физически, она буквально светится изнутри, притягивая к себе внимание мужчин. Ради этого ощущения свободы и довольства собой стоит уйти и остаться одной, совсем ненадолго.

Не терпите психологическое насилие – это разрушает личность и здоровье человека!

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Готовы ли мы признать этот факт или нет, но насилие в рамках детско – родительских или супружеских отношений существует повсеместно, в разных странах и культурах.

Именно женщины и дети чаще всего становятся жертвами изощренного насилия в семье.

Информация к размышлению: две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами; ежегодно несколько  тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких; до 40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.

Семейное насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, психологического и экономического оскорбления и давления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.

Суть любого насилия – это стремление максимально унизить жертву, поскольку только таким способом тот, кто проявляет насилие, может на время почувствовать себя «выше».

Напряженность жизни, бездуховность, стрессы, социальная неустроенность, утрата ориентиров и семейных ценностей, возросшая алкоголизация... Все это в значительной степени формирует благодатную почву для возникновения той или иной формы насилия.

Насилие в семье увеличивает число неблагополучных семей, приводит к разводам, лишению родительских прав, росту детской преступности, суициду, убийству близкого человека, причиняет вред здоровью.

Согласно данным исследования в милицию сообщали о самых тяжких случаях насилия только 10% пострадавших женщин.

Почти каждый второй случай насилия кончается для женщины нанесением телесного повреждения и в большинстве случаев насильник остается безнаказанным.

Как правило, многие факты насилия в отношении женщин остаются не зафиксированными и в реальности их существенно больше, чем показывает статистика.

Каждый третий случай насилия в семье происходит с применением оружия.

Каждая пятая женщина, подвергшаяся насилию в семье или побоям – беременна.

 

Домашнее насилие – это система угрожающего, обижающего и насильственного поведения, направленная на установление полного контроля и власти над жертвой. Такое поведение не является единичным случаем, оно повторяется вновь и вновь.

Сексуальное насилие в семье в отношении женщин включает в себя секс без обоюдного согласия, против желания, с применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное совершение полового акта после побоев, секс как средство унижения и оскорбления.

Сексуальное насилие также включает в себя такие действия, как шантаж, изнасилование, принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форме, принуждение к половым отношениям в присутствии других людей или с третьими лицами, причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера. Сексуальное насилие очень часто присутствует в ситуации насилия в семье и обладает повышенной скрытностью. Причина здесь кроется в гендерных стереотипах: в Беларуси, как и во многих других странах мира, брак зачастую расценивается как наделение мужчин безусловным правом на сексуальные отношения с супругой и на применение силы в случае ее нежелания вступать в сексуальный контакт.

О сексуальном насилии в семье, как правило, заявляют женщины, которые имеют сравнительно небольшой срок супружеско–партнерских отношений. Это женщины, которые осознают свои права на свое тело, что связано с сексуальным просвещением.

Женщинам – представительницам более старшего возраста, как правило, проблема сексуального насилия в браке может вообще казаться несуществующей вследствие советского типа восприятия мира, не считающего, что женщина имеет право на сексуальное удовольствие, и признающего возможность насилия в браке.

Половое насилие – это вид принуждения, который может выражаться в форме навязанных прикосновений, унижения, интимной направленности, принуждения к половому акту и совершения половых действий против желания жертвы.

Почему-то в нашем обществе принято считать, что женщина не должна отказывать мужу в интиме. Многие женщины, изнасилованные мужьями, скрывают данный факт от окружающих, они испытывают сильнейшее чувство стыда, нередко, ощущают вину за происшедшее. Часто доказать изнасилование женщины собственным мужем довольно проблематично.

Множество женщин может годами терпеть избиения и другие издевательства. Причинами этого может быть сильная привязанность к партнеру, зависимость от него, страх огласки, стыд, совместные дети. Часто у женщин присутствует страх того, что мужчина с помощью денег сможет добиться того, что после развода детей оставят с ним.

Если говорить о случаях сексуального насилия между близкими людьми, то причины поведения насильника могут быть весьма различны. Часть их лежит в неспособности установить доверительные отношения с партнером. Имеет значение и разница мужских и женских сексуальных сценариев. Мужчины и женщины зачастую по-разному интерпретируют ситуацию ухаживания. Мужчина, воспринимающий женщину только как сексуальный объект, уверен, что она возражает и сопротивляется лишь для виду, «играет», а на самом деле хочет того же, что и он. Он считает себя не насильником, а соблазнителем, и может даже всерьез обижаться на утверждение обратного.

Супружеские изнасилования – это, когда муж осуществляет свои «права» вопреки желанию жены. Такие случаи почти не попадают в поле зрения правосудия, разве что сексуальное насилие сопровождалось особенно жестокими побоями. В данном случае изнасилование может быть сексуальным выражением власти и гнева. Наличие доверия между супругами, способность чувствовать партнера должно играть в семье большое значение. Но его часто нет!

Сексуальное насилие в отношении детей – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психосексуальному здоровью ребенка. Сексуальное насилие над ребенком - это третья по частоте встречаемости форма насилия, о которой сообщается в 10% всех случаев. Но как считают эксперты, о таком виде насилия часто не сообщается из-за страха или ввиду каких-либо других причин.

Дети и подростки, вовлеченные в сексуальные действия, полностью их не понимают и не осознают и, следовательно, не способны давать согласие на них. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми. Ситуации, когда ребенок сообщает маме (или другому члену семьи) о насилии, но взрослый «не слышит» ребенка, являются отражением общей семейной дисфункции. Отсутствие поддержки матери способствует длительности сексуального насилия.

Первоначально основным аспектом изучения были отношения «отец – дочь», которые описаны наиболее полно. Лишь недавно был развенчан миф о том, что инцест имеет место только в социально неблагополучных семьях. Сексуальные домогательства существуют и всегда существовали на всех социоэкономических уровнях.

Сравнительно мало изучены другие формы сексуального насилия. Основное внимание уделяется половым преступлениям против женщин и девочек, недостаточно информации о последствиях сексуального насилия для мальчиков. Это создает ложное представление о редкости сексуальных посягательств против лиц мужского пола и об отсутствии у этих преступлений тяжелых последствий. Но для детей младше 10 лет вне зависимости от пола высок риск подвергнуться сексуальному насилию со стороны взрослых близких родственников. Существуют данные о том, что «группой риска» в отношении сексуального насилия являются усыновленные или взятые на воспитание дети.

Подводя итоги, необходимо отметить, что нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования, что приводит к стойким личностным изменениям, формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. Пережитое жестокое обращение порождает дальнейшую включенность в качестве жертвы или насильника в так называемый «цикл насилия». В результате семейного насилия, которое не было вовремя остановлено, накапливается материал, который оборачивается против общества в целом. Потребность отреагировать на пережитую боль является одной из основных причин распространения насилия в обществе. Многочисленные исследования показали, что большинство преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического или сексуального насилия. Таким образом, своевременное вмешательство и помощь позволят свести к минимуму влияние факторов риска. Важной составляющей частью этого процесса является повышение уровня осознания обществом всей серьезности последствий семейного насилия.

Насилие в семье — куда обращаться? В первую очередь, помощь жертвам насилия в семье следует искать у тех, кто может защитить: юристов, представителей милиции  и психологов. Также можно обратиться за помощью к близким людям.

Не терпите насилие – это разрушает личность и здоровье человека!

Телефон круглосуточной линии доверия  8(017)202 04 01.

свернуть

Насилие без насилия: методы воспитания, которые ломают психику ребенка

Все мы знаем, что насилие порождает насилие и физические методы наказания не способствуют развитию личности ребенка, а лишь ломают его психику. В последнее время становится все больше сознательных родителей, которые отказываются от ремня и гордо заявляют о том, что они не бьют детей. Однако, в «арсенале» некоторых родителей есть множество других приемов наказания, которыми мамы и папы, сами того не подозревая, коверкают детскую психику не меньше, чем физические наказания.

«Я Родитель» решил разобраться в этих опасных приемах.

  1. Наказание сном

«Ты ведешь себя плохо, поэтому иди спать»... Как бы абсурдно ни звучала эта фраза, родители часто произносят ее,пытаясь угомонить хулиганистого ребенка. Желание малыша в этой ситуации абсолютно никого не волнует. Все, он наказан…сном. О последствиях такого воспитания задумываются мало. А ведь это грозит нарушениями сна: ребенку сложно будет уснуть от пережитого стресса, а сон будет беспокойный, отчего с утра чадо будет себя чувствовать сонным и должным образом не отдохнувшим. Кроме того, ребенок может вообще перестать спать, думая, что если его наказывают сном, значит сон – это что-то плохое и его нужно избегать. Заметив, что у малыша проблемы с засыпанием, что он стал нервным, раздражительным, капризным, родители начинают бить тревогу и водить малыша к разным специалистам, даже не подозревая, что сами стали причиной детской бессонницы.

  1. Наказание темнотой или углом

Зная, что темноты боятся почти все дети, взрослые, бывает, закрывают (пусть и не надолго) их за плохое поведение в темных комнатах. Некоторые родители при этом еще и заставляют ребенка стоять в углу. В сознании мам и пап это действие не несет никакой опасности: ничего не случится с ребенком от того, что он посидит немного без света. А у детей от пережитого стресса начинают развиваться всевозможные фобии, которые дают о себе знать и во взрослой жизни – боязнь темноты, боязнь замкнутых пространств. Нередко после таких «процедур» ребенок боится оставаться дома один или, наоборот, выходить на улицу в одиночестве. Он может даже и не помнить того, как его наказывали в детстве темнотой, но это будет помнить его психика.

  1. Запугивание «оставлением»

«Отдам тебя в детский дом», «Сдам в милицию», «Оставлю на улице», «Отдам врачу, пусть сделает укол» - у некоторых родителей есть масса вариантов того, куда можно «сдать» непослушного ребенка. Разумеется, они этого делать не собираются, но считают, что ребенок испугается угроз и начнет себя хорошо вести. И ребенок действительно испугается, причем до такой степени, что в критической ситуации будет бояться позвонить в ту же пожарную или скорую. Он будет бояться людей на улицах, будет бояться ходить в государственные учреждения и даже в детский сад (вдруг мама его там оставит навсегда). В отдельных случаях такие дети в будущем будут бояться заводить отношения, вырастут замкнутыми и неразговорчивыми. А, казалось бы, все начиналось с невинной взрослой шутки.

  1. Игнорирование собственности

«Ты еще здесь ничего не купил», «Здесь нет ничего твоего», «Купишь – будет твое». Формулировка может быть разной, а идея одна – принизить, поставить ребенка на место. Вот только зачем? Что это дает родителям? Да, это ребенок, он еще не зарабатывает, чтобы обеспечивать себя. Так в этом и заключается роль родителей - поставить ребенка на ноги, заботиться о нем до тех пор, пока тот не станет финансово самостоятельным. Когда же происходит концентрирование внимания ребенка на том, что он еще никто и должен во всем беспрекословно подчиняться родителям, в маленьком создании зарождаются комплексы. Став взрослым, такой человек не сможет чувствовать себя комфортно нигде, кроме как на своей жилплощади. Да и в своей семье, в отношениях с детьми и второй половинкой он будет проводить ту же политику: я зарабатываю, я главный, вы должны мне подчиняться.

  1. Игнорирование личности

«Мне все равно, что ты хочешь», - вам приходилось слышать, а то и произносить такие слова? Не найдя других аргументов в споре, взрослые пытаются подавить ребенка своим авторитетом, навязать ему свою волю. По сути, мы говорим – я принимаю решения, а твое мнение мне не интересно, я не буду с ним считаться. Что остается ребенку? Взбунтоваться и начать делать все наперекор, либо беспрекословно подчиниться родительской воле. И если в первом случае у него вырабатывается привычка идти против мнения окружающих (даже если оно заранее верно), то во втором он привыкает потакать тем, кто находится выше него. Понятно, что ни о какой самостоятельности или отстаивании своей точки зрения в будущем и речи быть не может. Кроме того, ребенок получает четкий сигнал от самых близких ему людей: нас не интересует твое мнение (а значит – и твои чувства, переживания, то есть и ты сам).

  1. Бойкот

Может показаться, что бойкот – это что-то из сферы подростковых отношений. Но тем не менее, к этому методу наказания иногда прибегают и не совсем сознательные родители. Бойкот, нежелание общаться, игнорирование – для родителей ребенок как будто бы перестает существовать до тех пор, пока не выполнит то, что от него ждут. Это может быть какое-то поручение родителей, задания на дом в школе, требование после ссоры с отцом или матерью признать свою неправоту или попросить у взрослых прощения. В любом возрасте человек переживает стресс, когда самые близкие для него люди отворачиваются от него и не идут на контакт, особенно в те минуты, когда в жизни случается неприятность и нужна поддержка. Чего же тут говорить о детях, для которых любая ссора с родителями – это трагедия. И если взрослые будут так себя вести, то ребенок начнет думать, что его не любят, что он не нужен родителям, что ему негде искать поддержку - потеряется связь, доверие сойдет на нет, у ребенка пропадет желание делиться со взрослыми событиями из своей жизни, он может погрузиться в себя, замкнуться. Особенно опасно такое состояние в подростковом возрасте, ведь чем меньше подросток доверяет родителям, тем глубже может впадать в депрессию. И вывести его из этого состояния будет сложно даже психологам. А начинается все с молчания родителей…

Как видим, даже безобидные (на взгляд некоторых взрослых) действия могут приводить к непоправимым последствиям. Закрывать ребенка в темной комнате или не разговаривать с ним – методы воспитания, которые, к сожалению, укоренились во многих семьях. А между тем, это насилие без насилия: наказанный одним из этих способов ребенок испытывает такие же эмоции, как и при наказании ремнем, только без чувства физической боли. Так, может, стоит пересмотреть свой взгляд на привычные вещи?

свернуть

Что делает психолог в школе и кому он нужен?

Психолог разговаривает с ребенком

Ребенок разговаривает с психологом  на перемене, после уроков  о том, что его волнует и беспокоит. Психолог выслушивает его. И уже только от ощущения того, что его поняли, ребенку становится спокойнее и легче на душе. И после этого ребенок на урок  идет с мыслями об учебе, а не о том, что, к примеру, он поссорился с другом. И внимание его не рассеивается, и замечаний от учителя он не получает,  а учиться веселому человеку, как известно, больше хочется, чем грустному. Ребенок находит выход в своей ситуации и приобретает ресурс - силы для изменений, веру в свои возможности.

Иногда родители просят помочь разобраться в причинах детских тревог, но чаще им бывает достаточно узнать взгляды ребенка. Ведь в течение дня с ребенком его не бывает, да и по вечерам много времени отнимают повседневные заботы, поэтому родители не всегда знают причины детских тревог. В последнее время все чаще и чаще родители сами обращаются к психологу с просьбой  помочь ребенку стать увереннее, научиться эффективнее общаться, не бояться неудачи на уроках ( например, контрольной работы), овладеть навыками саморегуляции ( расслаблением в случае излишней зажатости и самоконтролем в случае избыточной активности).  С детьми, которым эмоционально трудно,  индивидуально работает психолог, но только при наличии просьбы родителей.

Особую роль приобретает психолог для подростка, который в общении познает себя нового, открывает свой внутренний мир и свои возможности в мире внешнем. Психолог, помогающий подростку в период кризиса не потерять дорогу, не споткнуться  на проявлениях иллюзорной взрослости. Повзрослев, подросток ставит перед психологом другие задачи – они  размышляют вместе над его  будущим, определяют приоритеты жизненных целей, обдумывают, что нужно делать сейчас, чтобы двигаться по выбранному пути.

Гармония в развитии  ребенка – идеальная мечта психолога. Ведь разум должен находится в гармонии с чувствами, фантазией, творчеством. Познавая окружающий мир, ребенку нужно познавать и свой внутренний мир и мир людей, его окружающих. Иначе он не сможет быть счастливым, находящимся среди любящих его людей, не сможет сам дарить их своей любовью. Сегодня родители очень хотят, чтобы ребенок рос коммуникабельным, умел общаться, получал от этого радость. А возникающие конфликты разрешал без ущерба себе и окружающим. Большие коммуникативные игры помогают ребятам учиться договариваться, выполнять задания вместе, проявлять позитивное лидерство. А быть лидером трудно - нужно уметь организовать, принять на себя ответственность за других. 

  Получается, что психолог разговаривает с ребенком, чтобы

он испытывал эмоциональный комфорт;

меньше болел;

лучше учился;

эффективнее общался;

знал свои ресурсы.

Педагог-психолог  помогает ученикам чувствовать в школе радость, близость с окружающими, собственную значимость для всех них!

Основные направления деятельности педагога-психолога в школе:

изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения  и  воспитания;

пропаганда среди учащихся, педагогов  и родителей   здорового образа жизни,  содействие в преодолении школьных факторов риска утраты здоровья;

реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов  на всех этапах обучения;

своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных  социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия;

ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении, деятельности и общении несовершеннолетних;

содействие в приобретении обучающимися, педагогами и родителями психологических знаний, умений, навыков  необходимых для успешного обучения, воспитания и развития;

оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создание условий для социально-психологического развития классных коллективов;

создание психологических условий для реализации образовательных программ (профилизация обучения, работа с одаренными детьми, идейно-нравственное воспитание учащихся и пр.).

Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются: определение  готовности к обучению в школе; содействие адаптации к школе,  формированию эмоционально позитивного отношения к школе; развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей.

 В базовой школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе  в среднее звено школы;   поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы  в детских и педагогическом коллективах;  помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков,  построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика асоциального поведения, наркозависимости; поддержка талантливых детей.

 В старших классах  специфика психолого-педагогической деятельности заключается в  оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности); развитии временной перспективы, способности к целеполаганию; развитии психосоциальной компетентности, профилактике девиантного поведения, наркозависимости у учащихся.

свернуть

Мифы о работе психолога в школе

За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах.

 

Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.

 

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».

 

Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.

 

Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

 

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».

 

Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.

 

Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».

 

Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.

 

Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это  относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде.

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

Трудности в учёбе.

Взаимоотношения в классе.

Взаимоотношения с родителями.

Выбор жизненного пути (будущей профессии).

Самоуправление и саморазвитие.

Чем может помочь Вам школьный психолог?

Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.

Ответить на Ваши вопросы.

Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.

Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.

Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.

свернуть

Как правильно вести себя с наркозависимым

 

Как правильно вести себя

с наркозависимым

 

  1. Ни в коем случае не позволяйте зависимому замкнуться в себе. Если вы будете реагировать неверно: устраивать скандалы и ссоры, человек отдалится от вас, что вызовет проблему с доверительным отношением. Если вы будете близки, то поймете, как уговорить наркомана лечиться.

Он будет вам доверять, а значит, прислушиваться.

 

  1. Не замыкайтесь сами. Чтобы помочь самим себе, родственники зависимых часто посещают занятия по устранению созависимости. На таких тренингах психологи помогают членам семьи восстановить отношения и избавиться от зависимых отношений.

 

  1. Не потакайте прихотям зависимого. Многие близкие, видя, как страдает без новой дозы человек, сами втягиваются в его проблемы, дают деньги на наркотики, либо сами их покупают. В этом случае вы только усугубите проблему зависимости и подвинете к краю пропасти близкого человека. Не давайте деньги наркоману, как бы он не умолял.

 

  1. Не стоит менять свой привычный ритм жизни. Поймите, что она не крутится вокруг наркомана. Как бы то ни было, он сам выбрал свой путь. Постоянно проявляя жалость, вы даете зависимому повод манипулировать вами и вашими финансами.

 

  1. Не вините себя в проблеме. Чаще всего мать начинает винить себя в том, что не так воспитала сына. Однако далеко не всегда дело именно в воспитании. Не берите вину и ответственность за поведение человека на себя.

 

  1. Не делайте все за него. Пусть работа по дому: приготовление пищи, стирка и уборка не ложится лишь на ваши плечи. Покажите человеку, что часть ответственности лежит и на нем.

 

  1. Не доверяйте. Здесь слова излишни.

 

  1. Не скрывайте проблему! Это очень важно. Возможно вам смогут помочь ваши знакомые и близкие. Оставляя их в неведении, вы ставите их под удар. Зависимый может занять у них большую сумму денег или подсадить на наркотики детей.

 

  1. Не врите. Человек должен вам доверять.

 

  1. Не предавайтесь эмоциям. Вместо истерик лучше будет сказать близкому, что вы готовы ему помочь начать лечение наркомании как можно скорее.

 

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С ЛИЦАМИ УПОТРЕБЛЯЮЩИМИ НАРКОТИКИ

Первые симптомы

зависимости

Понять, что родственник употребляет химические препараты, можно по следующим признакам:

  1. человек быстро худеет;
  2. в глазах появляется странный блеск (они могут быть тусклыми или красными);
  3. наблюдаются нарушения питания (в зависимости от вида препарата – отсутствие аппетита, или сильный «жор»);
  4. имеются нарушения сна (больной может бодрствовать ночью и потом спать сутками);
  5. связность речи исчезает, ее темп изменяется (зависимый тянет слова, делает большие паузы);
  6. на руках появляются порезы, синяки или следы от уколов.

 

Есть простой способ, помогающий определить, употребляет ли близкий человек вещества, или нет. По его возвращении домой нужно попросить его посмотреть на свет, зажмуриться и резко открыть глаза. У здорового человека зрачки реагируют на свет, у наркомана – нет.

 

Поведение наркомана в семье

В 80% случаев в поведении наркомана присутствуют всплески агрессии, раздражительности, истерические припадки. Иногда наоборот – человек ненормально спокоен или весел.

Иные признаки:

  1. прекращение общения с прежним кругом, появление в жизни больного подозрительных знакомых;
  2. безразличие к тому, что происходит рядом;
  3. изменение системы ценностей (c родственниками наркоман становится лживым, замкнутым, начинает эмоционально удаляться от своих близких);
  4. частые необъяснимые телефонные звонки;
  5. уходы из дома;
  6. пропажа ценных вещей;
  7. частые просьбы о «спонсорстве».

 

Как вести себя с ребенком наркоманом

если он несовершеннолетний?

 

Отец и мать больного должны осознавать, что самостоятельно ребенок от зависимости избавиться не может. Заставлять его бросать вещества, «читать лекции» об их вреде бесполезно.

Наркомания – тяжелая болезнь, о ней нужно знать все. Также родители должны выяснить, какой именно наркотик употребляет ребенок. Необходимо понять признаки, последствия, характеристики и динамику этой патологии. После этого можно научиться реагировать на ее симптоматику.

 

Правила поведения матери с ребенком наркоманом:

  1. Воздержаться от оказания ему материальной помощи.
  2. Стараться избегать жалости и гнева. В первом случае больной будет манипулировать родителем, во втором – замкнется окончательно, и достучаться до него будет сложнее.
  3. Вести привычную жизнь. Не нужно позволять пороку ребенка поработить себя – это прямой путь к созависимости.
  4. Надежно спрятать от наркомана документы и ценные вещи.
  5. Всегда выполнять свои обещания.
  6. Не вызывать чувство вины. Не говорить наркоману, что вы устали от его поведения, и он является проблемой для всей семьи. Упреки усугубляют ситуацию и увеличивают тягу к наркотикам.
  7. Не опускать руки. Всегда есть небезразличные люди, готовые помочь. Если вы не знаете, как вести себя и что предпринять, обратитесь за помощью к психологам.
свернуть