Экскурсионная деятельность

Уважаемые ребята и родители!

Важным дополнением упорядочения туристско-экскурсионной работы является введение Дневника путешественника для обучающихся I, II и III ступени общего среднего образования.

Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионной деятельности обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать школьнику изучать и любить свою родину.

Посещение экскурсионных объектов и маршрутов проводится с учетом разработанного Перечня маршрутов. Для подтверждения посещения объектов необходимо обеспечить документальное свидетельство нахождения на объекте: фотография на фоне достопримечательности, билет в местный музей и другое. На основании данных подтверждающих документов классный руководитель может поставить подпись в графе «Отметка о посещении», если не было возможности заполнения данной графы непосредственно на объекте (печать на территории посещаемого объекта, например, в учреждениях культуры).

Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно: с родителями, с друзьями, с одноклассниками.

Путешествуйте по Беларуси, изучайте Беларусь, гордитесь Беларусью!

 

Об организации туристско-экскурсионной

работы с обучающимися в 2023-2024 учебном году

В целях обеспечения безопасности и содержательного наполнения туристско-экскурсионных программ для обучающихся Министерство образования Республики Беларусь направляет информацию по организации туристско-экскурсионной деятельности с обучающимися учреждений образования.

В летний период особенно активно и массово проводятся образовательные экскурсии и походы, поэтому необходимо уделять особое внимание обеспечению безопасности учащихся. Обращаем внимание на неукоснительное соблюдение требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 мая 2015 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (в редакции Указа № 420 от 12 октября 2015 г.), постановления Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»; постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087 «О внесении дополнений и изменений в Правила автомобильных перевозок пассажиров» и др.

При организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися следует учитывать, что алгоритм формирования и направления организованных групп обучающихся для участия в туристских походах, турах и экскурсиях определен в письме Министерства образования Республики Беларусь от 19.11.2015 №21/6236/дс (размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»: rcеk.by).

Министерство образования Республики Беларусь особое внимание уделяет также содержательному наполнению экскурсионных программ для школьников. В настоящее время обновлен перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в ходе проведения учебных и факультативных занятий, воспитательных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (далее – перечень маршрутов), которым необходимо руководствоваться при выборе экскурсионных маршрутов для обучающихся. Данный перечень размещен на интернет-сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (rcеk.by), Национальном образовательном портале (edu.gov.by).

Кроме обзорных и тематических экскурсий по столице Республики Беларусь, областным центрам и объектам ЮНЕСКО, рекомендуется в Год малой родины уделить больше внимания региональным краеведческим экскурсиям по родному краю, местности, в которой живут школьники. Также при планировании маршрутов экскурсий просим учитывать возраст обучающихся.

При организации туров и экскурсий для обучающихся следует обращаться к заслуживающим доверие туроператорам и пользоваться услугами аттестованных экскурсоводов. На интернет-сайте Министерства спорта и туризма Республики Беларусь размещена разработанная Департаментом по туризму Памятка туристам, с которой рекомендуется ознакомиться перед обращением в туристические компании.

Важным дополнением упорядочения туристско-экскурсионной работы в летний период этого года является введение Дневника путешественника для обучающихся I, II и III ступени общего среднего образования, макеты которых направляется в приложениях к данному письму.

Разработка Дневника путешественника обусловлена тем, что, несмотря на достаточно высокий уровень организации, экскурсионно-исследовательская деятельность детей сосредоточена преимущественно в своем микрорайоне, в своем населенном пункте. Также наблюдаются неоднократные посещения одних и тех же объектов на протяжении нескольких учебных годов. Все это привело к тому, что следует расширять и упорядочить экскурсионную работу в учреждениях образования.

Дневник путешественника направлен на активизацию экскурсионной деятельности обучающихся учреждений образования, совершенствование форм организации исследовательской работы обучающихся в области краеведения, углубление знаний обучающихся по истории, культуре, географии, природному и духовному наследию родного края.

Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать школьнику изучать и любить свою родину.

Посещение экскурсионных объектов и маршрутов проводится с учетом разработанного Перечня маршрутов. Для подтверждения посещения объектов необходимо обеспечить документальное свидетельство нахождения на объекте: фотография на фоне достопримечательности, билет в местный музей и другое. На основании данных подтверждающих документов классный руководитель может поставить подпись в графе «Отметка о посещении», если не было возможности заполнения данной графы непосредственно на объекте (печать на территории посещаемого объекта, например, в учреждениях культуры).

Экскурсионные объекты можно посещать как в составе организованных групп, так и самостоятельно: с родителями, с друзьями, с одноклассниками.

Чтобы путешествие состоялось и было максимально удачным, оно должно быть подготовленным. Рекомендуем перед каждой экскурсионной поездкой подготовить информацию о точном местонахождении экскурсионных объектов и ближайших пунктах питания.

Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимся, поощрения активных участников экскурсионно-исследовательской деятельности и на основании Дневника путешественника запланировано проведение в 2023/2024 учебном году ряда значимых республиканских краеведческих конкурсов.

В этой связи рекомендуем учреждениям образования по итогам учебного года отмечать наиболее активных участников экскурсионно-исследовательской деятельности (педагогов и обучающихся) возможными формами морального и материального поощрения.

Дополнительную информацию можно получить по тел. +375 17 267-87-28 учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения».

Приложение: Дневник путешественника для обучающихся I ступени общего среднего образования (двухсторонняя печать) – в 1 экз. на 6 л.;

                        Дневник путешественника для обучающихся II и III ступени общего среднего образования (формат А5 двухсторонняя печать) – в 1 экз. на 28 л.

Обложка для учащихся начальных классов

Обложка для учащихся 2-3 ступени

Буклет. Велосипедные маршруты по Новогручине

Буклет. Познавательный туризм на Новогрудчине

Каталог экскурсий г.Гродно

Каталог экскурсионных программ

Экскурсионные объекты и туристические маршруты, рекомендуемые для посещения каждым обучающимся

Методические рекомендации по организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися

Методические рекомендации по организации туристско-экскурсионной работы с обучающимися

Экскурсионные объекты и туристические маршруты, рекомендуемые для посещения каждым обучающимся

Методические рекомендации по использованию Дневника путешественника

Дневник путешественника для начальных классов

Дневник путешественника для обучающихся II и III ступени общего среднего образования