Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Новогрудского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 4 г. Новогрудка
Формировать классный коллектив:
Повышать самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”:
Эмоциональное выгорание - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Физиологические симптомы ЭВ:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
o частые беспричинные головные боли;
o постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
o полная или частичная бессонница;
o резкая потеря или резкое увеличение веса;
o заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.
Социально-психологические симптомы ЭВ:
o безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
o общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
o повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
o частые нервные срывы (вспышки немотивированного
гнева или отказы от общения, уход в себя);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); - чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».
Поведенческие симптомы ЭВ:
o ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
o чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
o невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
o дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.
Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии.
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе Исчезают положительные эмоции.
На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется вприсутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Рекомендации по устранению симптомов и профилактике эмоционального выгорания педагогов
1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Учителю необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться учителю (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.)
3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Если имеется недостаточная продолжительность сна, необходимо ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.
5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа), интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция,т. е. принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения.
Особенности подросткового возраста:
· предельная самонадеянность;
· повышенная чувствительность к оценке посторонних;
· внешнее бунтарство;
· эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;
· противоречивость поведения;
· борьба с общепринятыми правилами;
· поиск себя и стремление к самоутверждению;
· склонность к риску;
· подверженность влиянию со стороны сверстников;
· стремление объединяться в группы.
Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:
Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).
Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.
Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.
Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.
Экстремальное селфи – фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.
Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.
Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:
· Возрастные особенности подросткового периода;
· личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);
· особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);
· неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;
· стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.
На что стоит обратить внимание педагогу:
· специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);
· фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;
· обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;
· категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;
· грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.
Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?
· Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.
· Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.
· Пообщайтесь с самим учеником.
· Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.
· Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.
Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?
· Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.
· Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.
· Проведите индивидуальную беседу с учеником.
Как разговаривать с подростком?
· Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.
· Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.
· Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.
· Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.
· Не навязывайте своё мнение.
· Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.
· Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.
Дети, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины ребенок испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции им приходится подавлять.
Проявление детей, живущих в условиях физического насилия в семье:
· Травматическая стрессовая реакция — реакция ребенка на угрозы физического насилия. Может проявляться в нарушениях сна, плохом аппетите, жалобах на здоровье (в рамках психосоматики), страх, проявляющийся в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых
· Сверхагрессивность и импульсивное поведение — агрессивное деструктивное поведение дома и в школе. Таким детям сложно контролировать себя: они провоцируют конфликтные ситуации среди учеников и сами являются непосредственными участниками конфликтов. Они идентифицируют себя с родителем, проявляющим насилие и склонны к преступным и антисоциальным действиям.
· Подозрительность, недоверие. Детям из таких семей очень трудно устанавливать контакт, базирующийся на доверии, особенно со взрослыми, поскольку они рассматривают их как потенциальную угрозу. Также это может проявляться в причинении себе увечий, нежелании жить.
· Низкая самооценка — недовольство собой. Со временем маскируется под завышенную самооценку — ощущение собственной всемогущности и неуязвимости.
· Нарушение в развитии познавательной деятельности — нарушение функций речи, трудности в построении фраз, громкость голоса. Это продиктовано тем, что ребенка часто наказывали, когда он плакал и капризничал.
· Нарушение центральной нервной системы — наблюдаются легкие симптомы нарушений при отсутствии явных причин. Такими причинами может быть сенсорная депривация, скудная пища, отсутствие заботы со стороны родителей.
· Потеря интереса к школе — снижение познавательной мотивации, низкая успеваемость (из-за повышенной тревоги, ребенку трудно сосредоточится на уроках и заданиях, которые необходимо выполнять в классе).
Наряду с физическим дети подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию. Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю. Такими могут является:
· Регулярные ограничения способностей и возможностей, желаний ребенка.
· Ограничения возможности контактировать с социально значимыми людьми, группами и культурами, что может препятствовать нормальному развитию ребенка.
· Угрозы оставить ребенка одного или без внимания.
· Чрезмерные или завышенные требования, не соответствующие возрасту ребенка.
При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в ребенке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие дети становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У ребенка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.
Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, ребенок оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к ребенку, родители ошибаются, полагая что могут заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.
Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что ребенок подвергается насилию в семье:
· У таких детей повышенная чувствительность к обидам;
· Такие дети склонны уходить с уроков или не доходить до школы, если есть вероятность получить неудовлетворительную оценку или не готовы к уроку;
· Способны подделывать подписи как учителей, так и родителей, даже могут подделывать медицинские справки;
· Склонны удовлетворять свои потребности через ассоциальное поведение, чтобы привлечь к себе внимание через негативную оценку. Такое желание и отсутствие жизненного опыта могут привести ребенка к преступным последствиям (попадание в комнату милиции, постановка на учет, КДН).
По материалам И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова «Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки».
Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе?
Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и по непонятным причинам его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.
Необходимо обратить внимание, если ребенок:
-излишне агрессивен,
-излишне тревожен,
-имеет резкие перепады настроения, может проявлять вспышки гнева, громко смеяться без видимой причины, плаксивость без повода, чувствительность, неопределенность в желаниях и т.п.,
-у ребенка пропал аппетит,
-нет желания играть,
-ребенок постоянно обеспокоен чем-то,
-замкнутость (если это для него не типично),
-если стал проявлять трудности в общении со взрослыми и сверстниками,
-панический страх перед одноклассниками или каким–то конкретным учеником,
-жестокость к животным или к более слабым детям,
-врут, чтобы избежать наказания, воровство, низкая успеваемость,
-депрессия, прогулы в школе,
-ребенок стал рассеянным, невнимателен, забывчив, не может концентрироваться,
-стал пугливым, появилась боязнь громких звуков и резких движений,
-частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.
Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка могло быть применено насилие.
Рекомендации педагогам по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).
Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).
Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учеников к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.
Подкрепляйте нужное поведение учеников посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.
Поощряйте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.
Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития.Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.
Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.
Не противопоставляйте ученика коллективу. Не перехваливайте или не унижайте ученика за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.
Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.
Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем ученикам и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.
Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не ученика. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.
Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.
Отстающего ученика, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно. Рассадите учеников, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!
В классе (группе), где есть отвергаемые ученики, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.
Привлеките непопулярных учеников к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности.Совместная деятельность сплачивает коллектив.
Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.
Не пренебрегайте жалобами учеников. Враждебные высказывания учеников по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда ученик жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».