Рекомендации педагогам

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

Формировать классный коллектив:

  1. Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников, ... .
  2. Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и “звезд”, и “пренебрегаемых”,
  3. Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать засвой участок работы),
  4. Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.
  5. Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).
  6. У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.
  7. Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор,…) и раздать полномочия каждому ученику.
  8. Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям…).
  9. Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.
  10. Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.
  11. Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.
  12. Взять под особый контроль посещаемость
  13. Вовлекать в классные мероприятия каждого ученика.

Повышать самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”:

  1. Создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, гговорить что либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка, сравнивать только с собственными (ребенка) результатами,
  2. Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях,
  3. Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность,
  4. Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и невилируя отрицательные,
  5. Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение,
  6. Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.
  7. Поддерживать учащихся склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).
  8. Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
  9. Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
  10. Пригласить родителей. к психологу на консультацию.
  11. Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.

 

свернуть

Консультация для педагогов “Как избежать эмоционального выгорания”

Эмоциональное выгорание - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Физиологические симптомы ЭВ:                          

чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

ощущение эмоционального и физического истощения;   

o  частые беспричинные головные боли;

o  постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

o  полная или частичная бессонница;

o  резкая потеря или резкое увеличение веса;

o  заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.

Социально-психологические симптомы ЭВ:

o  безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

o  общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

o  повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

o  частые нервные срывы (вспышки немотивированного

 гнева или отказы от общения, уход в себя);

  - чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);  - чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».

Поведенческие симптомы ЭВ:

o  ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

o  чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

o  невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;

o  дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.

Синдром эмоционального выгорания проходит три стадии.

   Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе Исчезают положительные эмоции.

    На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется вприсутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.       

 На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Рекомендации по устранению симптомов и профилактике эмоционального выгорания педагогов

1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Учителю необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться учителю (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.)

3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Если имеется недостаточная продолжительность сна, необходимо ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.

5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет».

6. Наличие хобби (спорт, культура, природа), интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

7. Активная профессиональная позиция,т. е. принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. 

свернуть

Рискованное поведение

Особенности подросткового возраста:

·       предельная самонадеянность;

·       повышенная чувствительность к оценке посторонних;

·       внешнее бунтарство;

·       эмоциональная неустойчивость, перепады настроения;

·       противоречивость поведения;

·       борьба с общепринятыми правилами;

·       поиск себя и стремление к самоутверждению;

·       склонность к риску;

·       подверженность влиянию со стороны сверстников;

·       стремление объединяться в группы.

Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:

Диггерство — исследование подземных убежищ и других подземных объектов (например, бункеров, бомбоубежищ, станций метро).

Руфинг — посещение крыш высотных зданий и других сооружений.

Зацепинг — езда между или под вагонами, на хвостовом вагоне или крыше поезда.

Сталкерство — исследование заброшенных, недостроенных зданий и объектов.

Экстремальное селфи – фотографирование себя на месте или объекте, которые связаны с повышенной опасностью.

Бомбинг — быстрое нанесение рисунка баллончиком краски в труднодоступных или опасных местах.

 Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:

·       Возрастные особенности подросткового периода;

·     личностные характеристики (например, низкая самооценка, стремление самоутвердиться и др.);

·       особенности семейных отношений (например, недостаток внимания со стороны родителей);

·       неэффективность досуговой системы, низкий уровень правосознания;

·       стремление выделяться, быть уникальным, возвыситься над остальными.

 На что стоит обратить внимание педагогу:

·       специфический сленг (залаз, запал, заброс и т.д.);

·       фотографии на крышах, стройках, заброшенных зданиях в социальных сетях;

·       обсуждение в школе, рассказы об экстремальных увлечениях;

·       категорическое нежелание рассказывать о своих увлечениях;

·       грязная или порванная одежда, специальные инструменты, экшн-камера.

 Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?

·       Понаблюдайте за поведением ученика, его общением со сверстниками.

·       Изучите странички учащегося и его одноклассников в социальных сетях.

·       Пообщайтесь с самим учеником.

·       Узнайте, не замечали ли другие преподаватели особенностей в поведении ученика.

·       Обсудите ваши наблюдения с родителями или законными представителями ученика.

 Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?

·       Свяжитесь с родителями или законными представителями ученика.

·       Сообщите администрации и социально-педагогической и психологической службе школы.

·       Проведите индивидуальную беседу с учеником.

 Как разговаривать с подростком?

·       Владейте информацией. Перед беседой постарайтесь узнать больше об увлечении подростка.

·       Будьте открытыми к общению. Ученик не должен решить, что вы хотите его наказать.

·       Сохраняйте спокойствие во время разговора. Не ругайте и не осуждайте поведение подростка.

·       Постарайтесь побудить ученика к разговору, дайте рассказать, что именно ему нравится в этом увлечении.

·       Не навязывайте своё мнение.

·       Обсудите опасность и законность его увлечения. Убедитесь, что он правильно оценивает возможные последствия. Не пытайтесь читать нотации, задавайте открытые вопросы.

·       Ненавязчиво покажите альтернативы. Поговорите с учеником о других занятиях, которые способны его увлечь.

свернуть

Влияние насилия в семье на поведение ребёнка в школе

Дети, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины ребенок испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции им приходится подавлять.

Проявление детей, живущих в условиях физического насилия в семье:

·                      Травматическая стрессовая реакция — реакция ребенка на угрозы физического насилия. Может проявляться в нарушениях сна, плохом аппетите, жалобах на здоровье (в рамках психосоматики), страх, проявляющийся в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых

·                      Сверхагрессивность и импульсивное поведение — агрессивное деструктивное поведение дома и в школе. Таким детям сложно контролировать себя: они провоцируют конфликтные ситуации среди учеников и сами являются непосредственными участниками конфликтов. Они идентифицируют себя с родителем, проявляющим насилие и склонны к преступным и антисоциальным действиям.

·                      Подозрительность, недоверие. Детям из таких семей очень трудно устанавливать контакт, базирующийся на доверии, особенно со взрослыми, поскольку они рассматривают их как потенциальную угрозу. Также это может проявляться в причинении себе увечий, нежелании жить.

·                      Низкая самооценка — недовольство собой. Со временем маскируется под завышенную самооценку — ощущение собственной всемогущности и неуязвимости.

·                      Нарушение в развитии познавательной деятельности — нарушение функций речи, трудности в построении фраз, громкость голоса. Это продиктовано тем, что ребенка часто наказывали, когда он плакал и капризничал.

·                      Нарушение центральной нервной системы — наблюдаются легкие симптомы нарушений при отсутствии явных причин. Такими причинами может быть сенсорная депривация, скудная пища, отсутствие заботы со стороны родителей.

·                      Потеря интереса к школе — снижение познавательной мотивации, низкая успеваемость (из-за повышенной тревоги, ребенку трудно сосредоточится на уроках и заданиях, которые необходимо выполнять в классе).

Наряду с физическим дети подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию. Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю. Такими могут является:

·                      Регулярные ограничения способностей и возможностей, желаний ребенка.

·                      Ограничения возможности контактировать с социально значимыми людьми, группами и культурами, что может препятствовать нормальному развитию ребенка.

·            Угрозы оставить ребенка одного или без внимания.

·   Чрезмерные или завышенные требования, не соответствующие возрасту ребенка.

При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в ребенке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие дети становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У ребенка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.

Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, ребенок оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к ребенку, родители ошибаются, полагая что могут заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.

Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что ребенок подвергается насилию в семье:

·                      У таких детей повышенная чувствительность к обидам;

·                      Такие дети склонны уходить с уроков или не доходить до школы, если есть вероятность получить неудовлетворительную оценку или не готовы к уроку;

·                      Способны подделывать подписи как учителей, так и родителей, даже могут подделывать медицинские справки;

·                      Склонны удовлетворять свои потребности через ассоциальное поведение, чтобы привлечь к себе внимание через негативную оценку. Такое желание и отсутствие жизненного опыта могут привести ребенка к преступным последствиям (попадание в комнату милиции, постановка на учет, КДН).

По материалам И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова «Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки».

свернуть

Буллинг в школе

Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе? 

Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и по непонятным причинам его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.

Необходимо обратить внимание, если ребенок:

-излишне агрессивен,

-излишне тревожен,

-имеет резкие перепады настроения, может проявлять вспышки гнева, громко смеяться без видимой причины, плаксивость без повода, чувствительность, неопределенность в желаниях и т.п.,

-у ребенка пропал аппетит,

-нет желания играть,

-ребенок постоянно обеспокоен чем-то,

-замкнутость (если это для него не типично),

-если стал проявлять трудности в общении со взрослыми и сверстниками,

-панический страх перед одноклассниками или каким–то конкретным учеником,

-жестокость к животным или к более слабым детям,

-врут, чтобы избежать наказания, воровство, низкая успеваемость,

-депрессия, прогулы в школе,

-ребенок стал рассеянным, невнимателен, забывчив, не может концентрироваться,

-стал пугливым, появилась боязнь громких звуков и резких движений,

-частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда.

Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка могло быть применено насилие.

 

Рекомендации педагогам по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).

Для поддержания дисциплины и управления учебным процессом используйте позитивный подход: формулируйте правила поведения и требования к ученикам в форме «как лучше делать» (выполняйте задание аккуратно), а не как «не надо» поступать (не надо разводить грязь в своих тетрадях).

Поощряйте участие застенчивых и робких детей. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолевать себя. Привлекайте учеников к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность: подготовке утренника, организации экскурсии, дежурстве, поливке цветов, украшении класса к празднику и др.

Подкрепляйте нужное поведение учеников посредством зрительного контакта, одобрительным кивком головы или улыбкой.

Поощряйте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.

Подчеркивайте важность и ценность культурного, национального, религиозного многообразия, а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Рассказывайте ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений умственного или физического развития.Стоит обращать внимание на то, что все люди в целом и ученики класса в чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость.

Не допускайте и пресекайте сами и со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес других людей.

Не противопоставляйте ученика коллективу. Не перехваливайте или не унижайте ученика за его способности, чтобы не вызвать к нему зависть других учеников или указать на слабого (единственный, кто не справился). В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает.

Поощряйте сотрудничество, а не соперничество.

Своим личным примером показываете уважительное отношение ко всем ученикам и другим учителям. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека.

Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Критикуйте поступок и его последствия, а не ученика. Избавьтесь от такой характеристики как «ты как всегда…» Это только закрепляет негативное поведение и реакцию.

Если провинился один, то не стоит наказывать весь класс. Разберитесь в ситуации, кто виноват.

Отстающего ученика, или того, кто систематически нарушает дисциплину на уроке, можно посадить рядом с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Не усиливайте изоляцию отвергаемых учеников, сажая их отдельно. Рассадите учеников, если один задирает и обижает своего тихого соседа. Не допускайте развития ситуации до конфликта, в котором может пострадать ребёнок. Но не делайте этого демонстративно!

В классе (группе), где есть отвергаемые ученики, при проведении командных или групповых мероприятий, распределите на команды самостоятельно заранее. Если в классе есть изгои, по возможности, избегайте соревнований и соперничества, чтобы в неудаче не обвинили их.

Привлеките непопулярных учеников к участию в мероприятиях класса (группы), где он сможет реализовать свои способности.Совместная деятельность сплачивает коллектив.

Если ученик совершил проступок или попал в неловкую ситуацию, дайте ему шанс исправиться. Например, если вы застали ученика, когда он брал без спроса вещь одноклассницы, поговорите с ним наедине и пообещайте не предавать этот случай огласке, при условии, если ученик так больше не будет поступать.

Не пренебрегайте жалобами учеников. Враждебные высказывания учеников по отношению друг к другу, оскорбительные записки и рисунки, другие проявления агрессивности не должны оставаться без внимания. Даже мелкие проступки требуют изучения ситуации. Абсолютно недопустимо говорить в ответ, когда ученик жалуется на то, что его обижают: «Хватит жаловаться!», «Учись сам за себя постоять!», «Сами разбирайтесь».

свернуть

Что необходимо знать педагогам о суицидах

Как не допустить суицид у подростка

Декрет №6 от 28 декабря 2014 г."О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков"

Если ребёнок попал в трудную жизненную ситуацию

Ленивые дети

Тревожность

Агрессивность

Как избежать профессионального выгорания на работе

Как избавиться от любого стресса