Инновационный опыт

Заседание районной творческой группы учителей начальных классов. Мастер класс «От диалога с автором – к продуктивному чтению»

29 марта на базе СШ № 4 г.Новогрудка, в рамках реализации районного проекта «Внедрение технологии продуктивного чтения в систему уроков литературного чтения во II-IV классах для формирования читательской грамотности учащихся», состоялось заседание районной творческой группы учителей начальных классов. Заседание прошло в форме мастер-класса, в ходе которого участниками были изучены особенности применения   приёма «диалог с автором» на текстовом этапе. Также координатор проект Байрашевская Е. П. ознакомила педагогов с  результатами комплексных работ с текстом (стартовая и промежуточная диагностики). 

На первом этапе педагоги ознакомились с особенностями приёма «диалог с автором» на текстовом этапе работы с литературным произведением, его теоретическими аспектами в технологии продуктивного чтения. В ходе практической работы с текстом В. Осеевой «Плохо» участники смогли определить места для вопросов автору и особенности применения стикеров в ходе обучения учащихся умению задавать вопросы, что помогло смоделировать фрагмент урока литературного чтения с применением данного приема. Координатор проекта обосновала целесообразность использования приема «диалог с автором» на уроках литературного чтения на І ступени общего среднего образования. Участники мастер-класса в ходе групповой работы учились конструировать вопросы подтекстового характера, практиковались в особенностях применения приёма «Кубик Блума» на различных этапах урока. 

Следующим этапом работы стал мониторинг проведённых диагностик с помощью комплексных работ с текстом. Е. П. Байрашевская отметила положительную динамику  формирования читательской грамотности у учащихся 2-ых классов г. Новогрудка. 

Итогом мастер-класса стал анализ комплексных работ, составленных педагогами в рамках реализации проекта. Координатор проекта проанализировала состав читательских умений каждой группы, рекомендовала при организации работы учащихся с текстом предлагать им задания, направленные на сбалансированное формирование и развитие у учащихся четырёх групп читательских умений в следующем соотношении: найти и извлечь информацию (20%), сделать прямые выводы (30%), интегрировать, интерпретировать и обобщить информацию (30%), оценить форму, содержание, язык и структуру текста (20%).  В заключении каждый участник получил домашнее задание по внедрению в систему уроков литературного чтения приемов антиципации, комментированного чтения, «диалога с автором».

Подводя итоги мастер-класса, коллеги отметили высокий уровень подготовки и проведения заседания, его практико-ориентированную направленность, открытие новых возможностей использования технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения для повышения читательской грамотности младших школьников.

свернуть

Заседание районной творческой группы учителей начальных классов

03.01.2023

3 января на базе СШ № 4 г.Новогрудка, в рамках реализации районного проекта «Внедрение технологии продуктивного чтения в систему уроков литературного чтения во II-IV классах для формирования читательской грамотности учащихся», состоялось заседание районной творческой группы учителей начальных классов.

Заседание прошло в форме урока для взрослых, в ходе которого участниками были изучены особенности применения   приёма «комментированное чтение» на текстовом этапе, раскрыты секреты конструирования заданий комплексной работы с текстом на І ступени общего среднего образования. Также координатор проект Байрашевская Е. П. ознакомила педагогов с рекомендациями по результатам изучения читательской грамотности учащихся IV классов, которые были опубликованы в журнале «Пачатковая школа», № 11, 2022 год.

         На первом этапе педагоги ознакомились с результатами республиканского мониторингового исследования по изучению сформированности читательской грамотности учащихся IV классов, а также с результатами стартовой диагностической работы, которая проводилась в районе в рамках проекта. Учителя получили рекомендации по совершенствованию методик формирования читательской грамотности учащихся.

Педагоги познакомились с особенностями приема «комментированное чтение», его теоретическими аспектами в технологии продуктивного чтения. В ходе практической работы с текстом Г. Снегирёва «Бобрёнок» участники смогли определить места для комментирования и приёмы прерывания читающих, что помогло смоделировать фрагмент урока литературного чтения с применением данного приема. Координатор проекта обосновала целесообразность использования приема «комментированное чтение» на уроках литературного чтения на І ступени общего среднего образования.

Следующим этапом работы стал анализ состава читательских умений каждой группы, их отличительные особенности и специфика. В ходе групповой работы участники практиковались в умении отбирать задания для каждой группы читательских умений, что помогло им в дальнейшем сконструировать свои задания к тексту. Итогом стала практическая работа по составлению комплексной работы по тексту В. Голявкина «Как я под партой сидел».

 В заключении каждый участник получил домашнее задание по внедрению в систему уроков литературного чтения приемов антиципации и комментированного чтения, разработке комплексной работы с текстом по указанному разделу.   

Подводя итоги урока для взрослых, коллеги отметили высокий уровень подготовки и проведения заседания, его практико-ориентированную направленность, открытие новых возможностей использования технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения для повышения читательской грамотности младших школьников.

свернуть

Методическое объединение учителей начальных классов

04.01.2023

В эти праздничные дни, 4 января, на кафедре начальных классов прошло заседание методического объединения по теме «Скорочтение. Как научить детей читать быстро, осознанно и с удовольствием». Педагоги давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваимостью учащихся. Для того, чтобы успешно осваивать учебную программу, уверенно чувствовать себя на различных контрольных и проверочных работах надо научиться быстро читать. Существует множество техник работы с текстом для улучшения скорости и качества чтения, с которыми можно познакомиться каждому самостоятельно. А учителя договорились разработать специальные упражнения, улучшающие навыки скорочтения и использовать их на уроках в новом 2023 году.

свернуть