Рекомендации учащимся

Не всеми проблемами можно поделиться с близкими и родными, возможно, что близкий и родной человек в данный момент занят или вне зоны действия сети.

Есть такие ситуации, когда нужно проконсультироваться с психологом, но на консультацию идти страшно. Что делать? Кто сможет помочь?

Бывает, что человек испытывает тоску, душевную боль, обиду, безысходность, когда проблема кажется неразрешимой. Мысли путаются, близкие не понимают, и в такой ситуации не знаешь, куда  и к кому лучше обратиться за помощью. В таких ситуациях может помочь «Телефон доверия».

Телефон доверия - это форма психологической помощи детям и их родителям, которая предоставляет возможность анонимного телефонного разговора с квалифицированным педагогом-психологом. 

Первые «Телефон доверия» в Беларуси были созданы в декабре 1984 года. Если верить статистике, ежегодно в службу психологической поддержки обращается около 14-15 тысяч человек.

Принципами «Телефона доверия» являются:

во-первых - это анонимность, звонящий может не называть своего имени, также он может придумать себе псевдоним;

во-вторых - конфиденциальность, о данном разговоре и его содержимом ни кто не будет  знать, кроме консультанта и звонящего;

в-третьих, звонящий может в любую минуту закончить, прервать разговор, для этого достаточно положить трубку;

в-четвертых - это  круглосуточная работа «телефона доверия», можно позвонить в любое время дня и ночи.

Данные принципы позволяют, звонящему, возможность почувствовать себя свободным в изложении личных проблем и обращаться в данную службу, когда  понадобится из любого удобного местоположения.

Обращаться на «Телефон доверия» можно с различными вопросами и проблемами, например: семейными проблемами (взаимоотношения с родителями, детьми), по вопросам требующие защиты прав ребенка, с проблемами в отношениях со сверстниками, учебными и школьными вопросами,  с проблемами адаптации, по вопросам принятия себя, проблемами взаимоотношения полов, по вопросам здоровья и т.д. Так же, на «Телефон доверия» может позвонить каждый: не важен возраст, национальность, пол, состояние здоровья звонящего.                                        

По всей Республике Беларусь работает в настоящее время  бесплатная линия «Телефона доверия» 801-100-1611.

Программа психолого-педагогического сопровождения и реализации процесса допрофильной подготовки и профильного обучения

Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.

В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

Задачами психолого-педагогического сопровождения здесь являются:

- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;

- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;

- оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и законным представителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;

- отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

    Исходя из цели и задач, определяются направления допрофильной подготовки, включающие:

  • развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и о современном рынке труда;
  • приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
  • обеспечение у учащихся успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся.

С  целью эффективности профориентационной работы определены функции каждого субъекта образовательного процесса, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

  1. Классный руководитель:

- изучает индивидуальные особенности учащихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

- выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет предпосылки к конкретным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся в успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;

- формирует в классном коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

- проводит  мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;

- формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит учащихся эффективным приемам учебной деятельности; поощряет их успехи; оказывает помощь в адекватном применении каждым учащимся своих индивидуальных возможностей; оказывает помощь в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития  у учащихся полезных интересов и нравственных ценностей);

-развивает у учащихся навыки общения;

- проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона,  выставок; проведение тематических конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

- содействует получению учащимися дополнительного образования посредством создания системы кружковой работы, клубов, секций, объединений, организуемых как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с  выбором профиля обучения.

2. Работа классного руководителя с учителями, преподающими учебные предметы в данном классе:

- проводит индивидуальные консультации с учителями по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов; 

- оказывает учителям помощь в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;

- привлекает учителей к проведению совместных воспитательных, тематических мероприятий.

  1. Педагог-психолог, при сопровождении допрофильной подготовки учащихся:

- формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, оказывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;

- формирует уважительное отношение к любой профессии;

- знакомит учащихся с типами существующих профессий: «человек – техника» (Т); «человек – человек» (Ч); «человек – природа» (П); «человек – знаковая система» (З); «человек – художественный образ» (Х);

- выявляет различные аспекты профессионального самоопределения учащихся;

- выявляет мотивы профессионального самоопределения учащихся;

- проводит тренинги личностного роста.

При психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения педагог-психолог:

- актуализирует процесс профессионального самоопределения;

- формирует и развивает интерес учащихся к процессу профессионального самоопределения; к получению знаний о мире профессий; к освоению требований к профессии, к личности учащегося и направлениям профессиональной подготовки;

- способствует повышению уровня развития психологической компетентности, возможностей самопознания, адекватной самооценки;

- повышает уровень развития осознания своей индивидуальности и положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;

- формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;

- формирует навыки анализа профессиональной деятельности и умения выделять требования профессии к специалисту;

- формирует у учащихся навыки и умения сопоставлять требования профессии со своими индивидуально-физиологическими особенностями;

- знакомит учащихся с возможными путями получения профессионального образования и формирует навыки выбора правильного пути в профессиональном самоопределении;

- оказывает учащимся помощь в социальной и профессиональной адаптации;

- психологически готовит учащихся к осознанному выбору профиля обучения;

- формирует у учащихся личные профессиональные планы на ближайшую и отдаленную перспективу;

- подбирает диагностический инструментарий, адекватный цели и задачам профильного самоопределения;

- проводит тренинги для личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном самоопределении.

  1. Педагог социальный при психолого-педагогическом сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся реализует следующие функции:

          - оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования, СМИ, Интернета на профессиональное самоопределение учащегося;

- организует экскурсии в разные учреждения образования, на предприятия  с целью ознакомления с профессиями;

- организует социально значимую деятельность, оказывающую влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

- организует взаимодействие различных социальных институтов;

- налаживает контакты с семьей, педагогами-предметниками, педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя, и социальными институтами, оказывающими влияние на профессиональное самоопределение учащихся.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:

 - диагностическая работа.

 - консультационная работа.

 - коррекционно-развивающая работа.

 - психологическое просвещение.

Диагностическая работа педагога-психолога включает в себя следующие мероприятия и охватывает всех участников образовательного процесса:

 - изучение типа профессиональной направленности и профессионального развития личности учащихся 8-х, 9-х классов (тест Д. Голланда) (октябрь-ноябрь);

- диагностика мотивации учащихся 8-9-х классов к обучению (декабрь);

- изучение интересов учащихся 9-х классов относительно восьми видов деятельности («Карта интересов» (автор А.Е.Голомшток) (февраль);

- изучение склонности учащихся 8-х, 9-х классов к работе в различных видах профессиональной деятельности («Дифференциально-диагностический опросник - 20») (автор Е.А.Климов) (февраль).

Консультационная работа – направлена на оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Консультации, главным образом, носят информационный характер. В течение учебного года проводятся следующие мероприятия:

- консультации для учащихся 8-9-х классов, их родителей по результатам профориентационных диагностик (декабрь-март);

- групповые консультации для классных руководителей 8-9-х классов по результатам профориентационной диагностики учащихся с предоставлением сводных ведомостей по классам для дальнейшей работы с учащимися и родителями (декабрь-март);

- психолого-педагогический консилиум для классных руководителей 9-х классов «Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов» (январь).

Коррекционно-развивающая работа с учащимися предполагает:

- цикл развивающих занятий для учащихся 9-х классов «Уроки общения» (ноябрь-декабрь);

- индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися 8-9-х классов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении (в течение года);

- развивающие профориентационные игры и упражнения для учащихся 8-9-х классов: «Человек – профессия», «Самая – самая», «Цепочка профессий», «Профессия на букву», «Профессиональные качества», «Ассоциация», «Призвание», «Аукцион ценностей»; «Мои сильные качества и профессия», «Аукцион ценностей», «Древо профессий», «Профессия - специальность», «В мире профессий», «Профессия выбираем вместе» и др. (в течение года).

свернуть

7 шагов к взвешенному решению

  1.Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

  1. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.
  2. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  3. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  4. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.
  5. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

Памятка для родителей абитуриента

  1.  Дайте своему ребёнку право выбора своей будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ними  возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материального удовлетворения, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
свернуть

Что значит выбрать себе профессию?

В начале пути отклонишься на шаг –

завтра будешь на чужой дороге.

 

Наибольшее значение в процессе профессионального выбора имеют склонности и способности.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним, т.е. «Я хочу». Способности – это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления профессиональной деятельности, т.е. «Я могу».

Однако достаточно ли этого, чтобы правильно выбрать профессию?

Вот шуточный пример. Представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого и, к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в Беларуси и, следовательно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов. Помимо «Хочу» и «Могу» есть еще и третья составляющая, которую мы называем словом «Надо» потребность рынка труда.

 

Самый надежный способ выбора профессии.

Ты можешь стать умнее тремя путями: путем опыта – это самый горький путь; путем подражания – это самый легкий путь; путем размышления – это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица.

  • Определите, каковы ваши профессиональные интересы и склонности.
  • Оцените, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность и возможность.
  • Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу.

«Хочу» + «Могу» + «Надо» = удачный профессиональный выбор 

Что влияет на выбор профессии.

8 факторов, влияющие на выбор профессии:

  • Наличие склонностей;
  • Наличие способностей;
  • Притязания;
  • мнение родителей, семьи;
  • Мнение сверстников;
  • Личный профессиональный план;
  • Знания о профессии;
  • Потребность общества.

Мотивы выбора профессии.

  • Престижность;
  • Высокая заработная плата;
  • Интерес;
  • Доступность обучения;
  • Хорошие условия труда;
  • Возможность трудоустройства;
  • Знания о профессии;
  • Потребность общества.

Избегайте выбирать профессию, ориентируясь только на ее престижность, заработную плату, условия труда, доступность обучения, советы или примеры других людей!

Ошибки в выборе профессии.

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются в основном под воздействием родителей. Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда не пригодится.
  • Предрассудки, когда важные для общества профессия и занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия – актер»).
  • Выбор профессии за компанию, чтобы не отстать от друзей.
  • Влияние престижности, популярности профессии.
  • Несамостоятельность выбора профессии.
  • Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства.
  • Неумение разобраться в своих способностях, склонностях.

 

Педагог-психолог

ГУО «Средняя школа №4 г.Новогрудка»                          

Свирид Алеся Николаевна

свернуть

Список востребованных профессий в 2023

Безусловно, выбор профессии – это важный этап в жизни каждого человека, ведь работа не только будет кормить вас, но и позволит получать удовольствие от жизни.

Отталкиваться в своем выборе стоит как от собственных способностей и наклонностей, так и от рыночной конъюнктуры. Например, в настоящее время на рынке наблюдается острый дефицит рабочих специальностей, без труда смогут трудоустроиться водители, продавцы продовольственных товаров, повара и обладатели строительных специальностей, среди работников высокой квалификации существует спрос на врачей, учителей, инженеров и бухгалтеров.

Если вы - обладатель названной профессии, то любая биржа труда подберет для вас вакансию, если же вы только выбираете свое призвание, то стоит ознакомиться со списком перспективных профессий на ближайшие 5 лет. 

Список востребованных профессий в 2023

Среди общего списка наиболее нужных профессий 2018-2023 гг. называют:

IT-специалистов (программисты, специалисты по администрированию баз данных или серверного оборудования, вебдизайнеры). Поскольку окружающую нас действительность все больше наполняют компьютеры и информационные технологии, спрос на специалистов с соответствующим образованием будет только расти.

Инженеры. Большинство крупных промышленных предприятий давно испытывают нехватку инженерных кадров, и, не смотря на то, что в кризис негативно сказывается на росте производства и темпов строительства, в ближайшем будущем потребность в квалифицированных инженерах будет расти.

Специалисты в сфере маркетинга. В ситуации экономической нестабильности, перенасыщения рынка, падения потребительского спроса многие компании будут заинтересованы в грамотном маркетологе, способном продвинут товар или услугу и довести его до конечного потребителя.

Представители социальных профессий (педагоги, врачи). Если предмет труда напрямую связан с основными потребностями человека, то его актуальность всегда будет на высоком уровне.

Переводчик. Хотя знание иностранного языка постепенно будет выступать необходимым дополнением к большинству профессий, неизбежное расширение межкультурных связей приведет к росту спроса на специалистов  в сфере лингвистики.

Список востребованных женских профессий 2023

В целом современная сфера труда предлагает широкие возможности по реализации индивидуальных способностей независимо от возраста и пола. Однако при желании можно назвать и топ-5 наиболее востребованных женских профессий 2023, среди них:

  • Медики;
  • Специалисты по кадрам;
  • Психологи;
  • Специалисты в сфере торговли и услуг;
  • Педагоги.

Все перечисленные профессии требуют высокой стрессоустойчивости, развитых коммуникативных навыков и эмпатии, что делает их более подходящими для женской части работающего населения. Кроме того многие «женские» профессии предоставляют такие преимущества как свободный график и частичная занятость, что упрощает совмещение профессиональных и семейных обязанностей.

Список востребованных рабочих профессий 2023

Знание актуальных тенденций в социальной и экономической сферах, позволяет не только перечислить топ самых востребованных профессий, но и проследить общий сдвиг спроса-предложения на рынке труда Беларуси.

Среди наиболее востребованных до 2023 г. рабочих профессий называют:

  • Профессии, связанные со строительством (каменщик, слесарь, сварщик, токарь и т.д.) Уже сейчас значительная доля всех вакансий на рынке труда связана с профессиями основных производственных специальностей, а неизбежное увеличение темпов строительства способно многократно увеличить спрос на таких специалистов;
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. С появлением новой техники появляется и потребность в ее ремонте и обслуживании, а развитие информационных технологий приводит к необходимости прокладки кабелей и установке соответствующего оборудования;
  • Монтажники(например, специалисты по установке пластиковых окон);
  • Операторы для работы с различным промышленным оборудованием (например, бурильщики или машинисты);
  • Железнодорожные специальности.
свернуть

Самые востребованные профессии 2023 года

Продажи. Традиционно, самые востребованные профессии в 2023 году в Беларуси открывают специалисты в продажах. И это массовые должности, не требующие сложных навыков, часто, высшего образования.

  • Продавец и продавец-консультант (2134 вакансии) 450 – 1500 руб.
  • Кассир (1338 вакансий) 400 – 1200 руб.
  • Торговый представитель/мерчендайзер/супервайзер (1241 вакансия).
  • Менеджер по работе с клиентами (2628 вакансий) 450 – 4000 руб.
  • Менеджер по продажам (2437 вакансий) 550 – 4000 руб.

Хоть спрос и огромен прямо сейчас, не стоит выбирать работу на кассе как перспективу на будущее.

Информационные технологии.

  • Программист/ разработчик (2879 вакансий) 1000 – 8000 руб.
  • Маркетолог/ интернет-маркетолог (937 вакансий) 650 – 2900 руб.

Самое перспективное, стабильно и высокооплачиваемое направление. 14% сотрудников сферы ИТ имеют заработок 5-7 тысяч рублей. Это самые высокие показатели в стране.

Образование.

    •  Учитель/ преподаватель (921 вакансия) 192 – 2000 руб.

В сфере можно заработать или работая в учреждении образования с совмещением или обучая иностранным языкам сотрудников ИТ. Но спрос в школах и университетах стабилен.

Транспорт.

  • Водитель (1805 вакансий) 650 – 3000 руб.

Пока спрос на водителей в городах и, особенно, для международных поездок – очень высок. Но сколько он будет еще оставаться на позициях – вопрос спорный

Производство, строительство

  • Инженер (1401 вакансия) 500 – 3000 руб.

Инженерная специализация позволит расти до руководящих должностей, развиваться, всегда подобрать удовлетворяющую запросам позицию. А если не получится, можно переквалифицироваться в актуальную внутриинженерную область. В Беларуси промышленность – емкая сфера, с большим количеством рабочего персонала, которому необходимы грамотные инженеры.

 

Педагог-психолог

ГУО «Средняя школа №4 г.Новогрудка»                          

Свирид Алеся Николаевна

свернуть

Популярные специальности для поступления

 В 2023 году конкурс на некоторых факультетах белорусских ВУЗов составил — более десяти человек на место. Больше всего абитуриенты хотят стать дизайнерами, айтишниками и военными врачами.

БГУ: 16,3 человека на место — они хотят стать дизайнерами.

Средний конкурс в главном вузе страны в этом году — 1,78 человека на место. В университете говорят, что год назад он был таким же. Самый высокий конкурс оказался на творческих специальностях. Больше всего человек на место (16,3) на коммуникативный дизайн. Пользуется спросом и дизайн предметно-пространственной среды — 13,7 человека на место.

Среди специальностей, где нужны три сертификата ЦТ, традиционно популярны международные отношения. Здесь конкурс — 2,5 человека на место. Сюда подали документы те, кто набрал от 251 балла на тестировании.

БГУИР: самая популярная специальность связана с компьютерными играми.

6,7 человека на место — такой максимальный конкурс на специальности «информационные системы и технологии (в игровой индустрии)», предварительный проходной балл здесь — 364. Сто один человек подал документы на эту специальность, а мест 15.

Кроме того, в БГУИР поступают на электронный маркетинг — с проходным баллом 363. Конкурс здесь 3,2 человека на место, а 3,68 — на специальности «программное обеспечение информационных технологий». Здесь проходной балл оценивают в 359.

БНТУ: средний конкурс — два человека на место.

Максимальный балл, с которым в БНТУ пришел абитуриент, — 377. Естественно, он выбрал специальность в сфере IT. Максимальный конкурс вуза — пять и более человек на место: на факультетах IT и робототехники, промышленного менеджмента, а также архитектурном.

В приемной комиссии университета рассказали, что средний конкурс в БНТУ — два человека на место. К слову, в вузе есть специальность с очень низким пороговым баллом на бюджет — 109. Сюда идут те, кто будет заниматься кораблестроением.

МГЛУ: самые популярные языки — английский и французский

В инязе самой популярной оказалась специальность преподавателя на факультете романских языков. На 35 бюджетных мест абитуриенты подали 77 заявлений. Те, кто поступит, будут изучать французский и второй иностранный.

Самые высокие проходные баллы — более 371 — на переводческом факультете. С такими результатами приходят абитуриенты, чтобы изучать английский язык и второй иностранный.

БГМУ: военная медицина и стоматология.

В медуниверситете самый труднодоступный факультет — военно-медицинский, здесь только три места. После него специалисты будут работать во внутренних войсках МВД. В этом году конкурс составил более трех человек на место, проходной балл — 322. На три бюджетных места сюда подались десять человек. На остальных факультетах на место претендуют в среднем два абитуриента.

Самый высокий проходной балл в БГМУ — на стоматологический факультет. По общему приему абитуриенту нужно набрать минимум 370 баллов, по целевому — 321. Как рассказали в приемной комиссии университета, документы им принесли 1200 абитуриентов, хотя план приема — 615.

свернуть

Эмоциональное выгорание у подростков

Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.

Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.

Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.

Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.

Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.

На какие признаки стоит обратить внимание?

Хроническая усталость: вялость и упадок сил, которые наблюдаются даже после отдыха, быстрая утомляемость. В таком состоянии человек даже утром может вставать с постели уже уставшим.

Физические признаки: дискомфортные ощущения в мышцах, головные боли, тошнота, боль в области груди, горла и позвоночника, синдром раздраженного кишечника, вздутие, диарея.

Изменение привычного режима сна (повышенная сонливость или, наоборот, бессонница) и питания (потеря или повышение аппетита).

Употребление алкоголя, табака или наркотиков в целях самолечения. Человек, чувствующий постоянный упадок сил, может пытаться найти в психоактивных веществах спасение от апатии, вялости и усталости. При этом не понимания, что это не только не ликвидирует усталость, но и усугубляет состояние.

Неспособность сосредоточиться и решать проблемы: пониженная концентрация внимания, слабость, рассеянность.

Снижение эффективности в школе и в других сферах жизни.

Недоверие и ссоры с членами семьи, сверстниками, друзьями или учителями. Постоянная усталость, напряжение, могут стать причиной недопонимания и конфликтов с близкими людьми.

Изменение эмоционального состояния: повышенная тревожность, нервозность, раздражительность, гиперактивность, депрессивное настроение, апатия или реакции гнева.

Пренебрежение собственными физическими и эмоциональными потребностями.

Негативное отношение к себе: самобичевание, снижение самооценки, пессимистичное отношение к себе и своей жизни.

Саморазрушающие наклонности. Как правило, они возникают в результате переживаний человека о том, что он не способен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?

чрезмерные требования относительно учёбы в школе;

перфекционистские требования со стороны родителей или самих подростков по отношению к результатам школьной успеваемости;

перегруженность внешкольной деятельностью;

неопределённость будущих перспектив;

чрезмерное давление со стороны учителей и руководства школы, обычно в отношении строгой дисциплины;

семейные трудности и конфликты, тяжёлое материальное состояние семьи;

недостаточное поощрение в эмоциональном плане (отсутствие признания заслуг, постоянные упрёки, наказания за низкую успеваемость);

нарушение межличностного взаимодействия с друзьями и одноклассниками;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

нездоровая конкуренция между сверстниками.

Что делать, что восстановиться?

Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).

Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).

Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).

Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).

Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);

Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).

Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).

Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).

Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).

Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?

Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.

Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.

Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.

Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.

Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.

Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.

Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.

свернуть

Осторожно, кибербуллинг!

Подумай, прежде чем что-либо размещать в Интернете: фотографии, видео и др. материалы могут стать общедоступными и быть использованы против вас. Хочешь ли ты, чтобы твое фото, видео о тебе увидели через 10 лет? Помни о своей репутации.

Остерегайся сообщать привлекательную для мошенников информацию о своей семье: данные о родителях и близких, сведения о финансах, материальных ценностях, паролях, номерах банковских счетов и т.п.

Если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне. Когда ты грубишь, сплетничаешь, угрожаешь в Интернете, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее. Негативные эмоции проговори с близкими тебе людьми или другим безопасным способом, кроме интернета.

Помни о том, что не все говорят о себе правду в интернете. Критически относись к информации, распознавай попытки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в сомнительную деятельность.

Веб-камеру включай только при общении с теми, кого ты хорошо знаешь: нечестные люди могут использовать увиденное в своих целях.

Ограничь доступ к своему компьютеру и другим средствами интернет-связи: от твоего имени смогут действовать недоброжелатели.

Сообщи родителям о любых угрозах или тревогах, связанных с интернетом.

Сохраняй подтверждение ситуаций нападений, травли, агрессивных воздействий в твой адрес.

Блокируй агрессоров.

Никогда не встречайся лично и в одиночку с незнакомцами из сети.

свернуть

Правда и ложь об алкоголе

Дорожи своей жизнью!!!

Склонность к суициду

О вреде курения

Сайт "Держись за жизнь"