Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.
В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.
Задачами психолого-педагогического сопровождения здесь являются:
- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;
- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;
- оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и законным представителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;
- отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.
Исходя из цели и задач, определяются направления допрофильной подготовки, включающие:
- развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и о современном рынке труда;
- приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
- обеспечение у учащихся успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся.
С целью эффективности профориентационной работы определены функции каждого субъекта образовательного процесса, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
- Классный руководитель:
- изучает индивидуальные особенности учащихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;
- выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет предпосылки к конкретным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся в успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;
- формирует в классном коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;
- проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;
- формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит учащихся эффективным приемам учебной деятельности; поощряет их успехи; оказывает помощь в адекватном применении каждым учащимся своих индивидуальных возможностей; оказывает помощь в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития у учащихся полезных интересов и нравственных ценностей);
-развивает у учащихся навыки общения;
- проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; проведение тематических конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);
- содействует получению учащимися дополнительного образования посредством создания системы кружковой работы, клубов, секций, объединений, организуемых как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;
- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения.
2. Работа классного руководителя с учителями, преподающими учебные предметы в данном классе:
- проводит индивидуальные консультации с учителями по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;
- оказывает учителям помощь в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;
- привлекает учителей к проведению совместных воспитательных, тематических мероприятий.
- Педагог-психолог, при сопровождении допрофильной подготовки учащихся:
- формирует у учащихся нравственное отношение к труду как генетически исходному виду деятельности, оказывающему большое влияние на психическое и физическое развитие человека, его здоровье;
- формирует уважительное отношение к любой профессии;
- знакомит учащихся с типами существующих профессий: «человек – техника» (Т); «человек – человек» (Ч); «человек – природа» (П); «человек – знаковая система» (З); «человек – художественный образ» (Х);
- выявляет различные аспекты профессионального самоопределения учащихся;
- выявляет мотивы профессионального самоопределения учащихся;
- проводит тренинги личностного роста.
При психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения педагог-психолог:
- актуализирует процесс профессионального самоопределения;
- формирует и развивает интерес учащихся к процессу профессионального самоопределения; к получению знаний о мире профессий; к освоению требований к профессии, к личности учащегося и направлениям профессиональной подготовки;
- способствует повышению уровня развития психологической компетентности, возможностей самопознания, адекватной самооценки;
- повышает уровень развития осознания своей индивидуальности и положительного отношения к собственному «Я», уверенности в своих силах;
- формирует у учащихся потребность в самосовершенствовании и саморазвитии;
- формирует навыки анализа профессиональной деятельности и умения выделять требования профессии к специалисту;
- формирует у учащихся навыки и умения сопоставлять требования профессии со своими индивидуально-физиологическими особенностями;
- знакомит учащихся с возможными путями получения профессионального образования и формирует навыки выбора правильного пути в профессиональном самоопределении;
- оказывает учащимся помощь в социальной и профессиональной адаптации;
- психологически готовит учащихся к осознанному выбору профиля обучения;
- формирует у учащихся личные профессиональные планы на ближайшую и отдаленную перспективу;
- подбирает диагностический инструментарий, адекватный цели и задачам профильного самоопределения;
- проводит тренинги для личностного роста и расширения представлений учащихся о профессиональном самоопределении.
- Педагог социальный при психолого-педагогическом сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся реализует следующие функции:
- оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования, СМИ, Интернета на профессиональное самоопределение учащегося;
- организует экскурсии в разные учреждения образования, на предприятия с целью ознакомления с профессиями;
- организует социально значимую деятельность, оказывающую влияние на профессиональное самоопределение учащихся;
- организует взаимодействие различных социальных институтов;
- налаживает контакты с семьей, педагогами-предметниками, педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя, и социальными институтами, оказывающими влияние на профессиональное самоопределение учащихся.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:
- диагностическая работа.
- консультационная работа.
- коррекционно-развивающая работа.
- психологическое просвещение.
Диагностическая работа педагога-психолога включает в себя следующие мероприятия и охватывает всех участников образовательного процесса:
- изучение типа профессиональной направленности и профессионального развития личности учащихся 8-х, 9-х классов (тест Д. Голланда) (октябрь-ноябрь);
- диагностика мотивации учащихся 8-9-х классов к обучению (декабрь);
- изучение интересов учащихся 9-х классов относительно восьми видов деятельности («Карта интересов» (автор А.Е.Голомшток) (февраль);
- изучение склонности учащихся 8-х, 9-х классов к работе в различных видах профессиональной деятельности («Дифференциально-диагностический опросник - 20») (автор Е.А.Климов) (февраль).
Консультационная работа – направлена на оказание психологической помощи учащимся в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей профессиональной жизни. Консультации, главным образом, носят информационный характер. В течение учебного года проводятся следующие мероприятия:
- консультации для учащихся 8-9-х классов, их родителей по результатам профориентационных диагностик (декабрь-март);
- групповые консультации для классных руководителей 8-9-х классов по результатам профориентационной диагностики учащихся с предоставлением сводных ведомостей по классам для дальнейшей работы с учащимися и родителями (декабрь-март);
- психолого-педагогический консилиум для классных руководителей 9-х классов «Профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов» (январь).
Коррекционно-развивающая работа с учащимися предполагает:
- цикл развивающих занятий для учащихся 9-х классов «Уроки общения» (ноябрь-декабрь);
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися 8-9-х классов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении (в течение года);
- развивающие профориентационные игры и упражнения для учащихся 8-9-х классов: «Человек – профессия», «Самая – самая», «Цепочка профессий», «Профессия на букву», «Профессиональные качества», «Ассоциация», «Призвание», «Аукцион ценностей»; «Мои сильные качества и профессия», «Аукцион ценностей», «Древо профессий», «Профессия - специальность», «В мире профессий», «Профессия выбираем вместе» и др. (в течение года).