Методическая работа

Методические каникулы для учителей начальных классов прошли в учреждении

Прошли очередные каникулы. Для учащихся – это время отдохнуть, заняться любимым делом, встретиться с друзьями, помочь родителям… Для педагогов – с одной стороны – это смена деятельности, отдых, с другой – возможность повысить свою профессиональную компетентность. Поэтому весенние каникулы для учителей начальных классов учреждения были не простыми, а МЕТОДИЧЕСКИМИ.

Творческая группа учителей, участников районного инновационного проекта «Внедрение технологии продуктивного чтения в систему уроков литературного чтения во 2-4 классах для формирования читательской грамотности» приняла участие в Воркшопе (рабочая мастерская) «Технология продуктивного чтения в действии» на базе средней школы №7 г.Новогрудка. Учителя поработали с текстами, просмотрели видеофрагменты учебных занятий по литературному чтению, рассмотрели применение технологии продуктивного чтения при работе с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

В рамках открытого заседания учебно – методического объединения учителя начальных классов прошел урок для взрослых «Проектирование современного учебного занятия в начальных классах».

Работа педагогов в творческой мастерской «Предметный кабинет – учебная лаборатория для учащихся» позволила обновить, структурировать, подготовить для работы в четвёртой четверти методические наглядные, дидактические материалы, которые помогут учащимся учиться легко и с увлечением.

свернуть

2 декабря состоялась встреча педагогов в рамках работы методического объединения № 2 под руководством Барило Н.А.

Рассматривались вопросы по образовательному картированию. Участникам было предложено практическое занятие по составлению личностно-ресурсных карт. Отмечены преимущества нового метода.

свернуть

9 ноября педагог-психолог Свирид Алеся Николаевна делилась своим опытом работы с участниками фестиваля "Инновационные технологии в образовании"

На базе государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» состоялся областной фестиваль «Инновационные технологии в образовании», педагогом-психологом Алесей Николаевной Свирид с участниками фестиваля был проведен мотивационный тренинг по теме: «Самореализация и саморазвитие, дань моде или необходимость?»

свернуть

9-10 ноября учитель начальных классов Байрашевская Елена Петровна делилась своим опытом работы с участниками фестиваля "Инновационные технологии в образовании"

9-10 ноября учитель начальных классов Байрашевская Елена Петровна делилась своим опытом работы с участниками фестиваля "Инновационные технологии в образовании", который прошёл в рамках международной научно-практической конференции "Качество современного образования: приоритетные направления  и пути совершенствования".

Елена Петровна провела мастер-класс "Продуктивное чтение - путь к формированию грамотного читателя" и поделилась опытом в рамках реализации районного проекта "Внедрение технологии продуктивного чтения в систему уроков литературного чтения во 2-4 классах".

свернуть

Заседание районной творческой группы учителей начальных классов. Методический мост «Моделирование урока в технологии продуктивного чтения»

На базе учреждения, в рамках реализации районного проекта «Внедрение технологии продуктивного чтения в систему уроков литературного чтения во II-IV классах для формирования читательской грамотности учащихся», состоялось заседание районной творческой группы учителей начальных классов. Заседание прошло в форме методического моста, в ходе которого участниками были актуализированы основные  приёмы технологии продуктивного чтения и смоделированы этапы работы с текстом на уроке литературного чтения. Также координатор проект Е. П. Байрашевская ознакомила педагогов с  результатами диагностики комплексной работы с текстом «Белка и черепаха».

На первом этапе координатор проекта провела мониторинг комплексных работ с текстом, отметив положительную динамику  формирования читательской грамотности у учащихся 3-ых классов г. Новогрудка.

Следующий этап работы был проведён в форме методического моста. Педагоги составили кластер «Продуктивное чтение» и актуализировали основные  приёмы технологии продуктивного чтения. В ходе практической работы с текстом В. Сутеева «Палочка-выручалочка» участники смогли определить виды антиципации на предтекстовом этапе, обозначить места для вопросов автору и особенности обучения учащихся умению задавать вопросы на этапе работы с текстом, смогли отобрать уместные творческие задания для послетекстового этапа, что помогло смоделировать урок литературного чтения с применением данной технологии. Координатор проекта обосновала целесообразность использования приёма «диалог с автором» на уроках литературного чтения на І ступени общего среднего образования и уместность знакомства с писателем на послетекстовом этапе и продемонстрировала фрагменты урока с помощью приёмов «Угадай автора» и «Знаете ли вы…». Участники мастер-класса в ходе групповой работы учились конструировать урок, практиковались в особенностях применения приёмов технологии продуктивного чтения на различных этапах урока.

Полезным для педагогов района был опыт работы по формированию читательского интереса, представленный членом творческой группы Т. И. Мурог, в ходе которого она поделилась своим проектом «Книгополки» и обосновала эффективность собственного опыта.

Итогом мастер-класса стал челлендж для учащихся 3-их классов «КЛАССНОЕ внеКЛАССНОЕ». Участникам  был предложен буктрейлер «Созвездие сказок Андерсена», который подготовили педагоги СШ №4 и передали эстафету коллегам СШ №5. Суть челленджа состоит в привлечении учащихся к чтению книг с помощью буктрейлера по произведениям для внеклассного чтения.

Подводя итоги мастер-класса, коллеги отметили высокий уровень подготовки и проведения заседания, его практико-ориентированную направленность, открытие новых возможностей использования технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения для повышения читательской грамотности младших школьников.

свернуть

Мотивационный тренинг "Самореализация и саморазвитие, дань моде или необходимость?"

Сегодня, в рамках реализации областного инновационного проекта, педагогом-психологом нашей школы Алесей Николаевной Свирид, был проведен мотивационный тренинг "Самореализация и саморазвитие, дань моде или необходимость?".
В ходе тренинга педагоги вывели формулу успешного человека, нашли главные составляющие личностного роста и поговорили о ресурсных состояниях, которые являются помощниками в профессиональном становлении и реализации.
свернуть

Семинар-практикум «Формирование у учащихся начальных классов функциональной грамотности средствами учебных предметов».

В рамках плана учебно-методического объединения учителей начальных классов учреждения образования прошел семинар-практикум «Формирование у учащихся начальных классов функциональной грамотности средствами учебных предметов».

Руководитель УМО Бесараб И.Н. познакомила  с понятием «функциональная грамотность», спецификой заданий, а также обратила внимание на то, какие моменты следует учитывать при формировании у учащихся начальной школы элементов функциональной грамотности.

Учитель начальных классов Бузук Л.А. на примере учебного предмета русский язык поделилась опытом активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Карпович Т.А. рассказала, как на своих уроках формирует у учащихся познавательный интерес к учебным предметам математика, литературное чтение.

Впечатлениями и новым приобретенным опытом поделилась Адашкевич Т.В., участник семинара для педагогов начальных классов «Эффективное использование в образовательном процессе компонентов УМК «Человек и мир» в 1 классе». Особая ценность данного мероприятия заключалась в том, что его проводили Трафимов С.А. и Трафимова Т.В. – авторы учебного пособия.

Чтобы чтение было увлекательным зависит не только от учащегося, но и от учителя. Приемы активного и продуктивного чтения представила руководитель творческой группы учителей начальных классов Мурог Т.И.

Во время практической части учителями были рассмотрены и апробированы продуктивные приемы создания заданий для диагностики сформированности функциональной грамотности у младших школьников по четырем направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность.

 

свернуть

14 октября прошла методическая суббота для учителей-предметников

С целью создания условий для совершенствования профессиональной компетентности  учителей-предметников, совершенствования образовательного процесса и повышения качества обучения в учреждении образования состоялась методическая суббота с рассмотрением  вопросов:

развитие предметно-методической базы учебного кабинета (из опыта работы учителя математики Пашко Н.И.);

методическая деятельность в учреждении. Инновационный проект и задачи его реализации в 2023/2024 учебном году (представили руководители МФ Лагута Т.Ф., Барило Н.А.).

В ходе практической деятельности Казак Е.В., учитель-методист, провела образовательный митап «SEL 4.0 или построение себя нового», Свирид А.Н., педагог-психолог - диагностику «Профессиональный вектор развития».

«Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюдение, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рождаться собственные педагогические идеи».

В. А. Сухомлинский

свернуть

18 марта в педагогическом коллективе состоялся день самообразования в форме методического кафе «Путь к себе, или Счастлив по собственному желанию»

Руководители школьных межпредметных инновационных групп Казак Е.В., Барило Н.А., Кузьмич Т.И. предложили  коллегам ответить на вопросы: «Учитель XXI века: какой он?», «Образовательная траектория как реализация личностного потенциала. Научить всех по-разному – реально ли это?»,  «Компетентность педагога в реализации воспитательных задач урока». Мероприятие способствовало развитию умения  рефлексировать и выявлять пробелы в своём профессиональном развитии.

свернуть

Учителем биологии Николаевой И.В. был подготовлен и проведен мастер-класс «Кроссенс" как эффективный метод дифферинцированного подхода к обучению»

18 февраля 2023 года  учителем биологии Николаевой И.В. был подготовлен и проведен мастер-класс «Кроссенс" как эфеективный метод дифферинцированного подхода к обучению». Педагог решил поделиться опытом работы по использованию метода кроссенса на уроках биологии как средства развития логического и творческого мышления учащихся. В своем выступлении Ирина Вячеславовна прежде всего рассказала, что такое кроссенс, далее она представила простой и понятный алгоритм составления кроссенса. Учителем был предложен пример готового кроссенса.

Выступая перед коллегами, Ирина Вячеславовна аргументированно доказала нужность использования данного метода. По ее мнению, это хороший способ не только найти связи и смыслы в географии, биологии и других предметах, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить урок образами – картинами природы материков, портретами ученых, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

 

свернуть

Заседание районной студии "Демиург"

04.11.2022 состоялось заседание районной студии "Демиург" по теме "Мастер-класс как эффективная форма представления опыта профессиональной деятельности".  В ходе заседания была раскрыта сущность понятия "мастер-класс", структура и типичные ошибки при построении и проведении мастер-класса. Участники заседания, заместители директора по учебной работе, в ходе интерактивной перемены «Эйдетика для Y, Z и Alpha» узнали, что такое эйдетика, нейробика, кошелёк Миллера, прескевю и Кривая Эббингауза и познакомились с приемами и способами, облегчающими запоминание и увеличивающими объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

свернуть

методический мост «Формирование читательских умений с помощью приёма антиципации»

С августа 2022 года в учреждениях общего среднего образования г.Новогрудка реализуется инновационный проект «Внедрение технологии продуктивного чтения в систему уроков литературного чтения во 2 – 4 классах для формирования читательской грамотности учащихся», автором которого является учитель – методист СШ№4 г.Новогрудка Е.П.Байрашевская. В рамках реализации инновационного проекта для творческой группы учителей начальных классов и заместителей директора по учебной работе учреждений на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г.Новогрудка» состоялся методический мост «Формирование читательских умений с помощью приёма антиципации». Учителя начальных классов, участвующие в инновационном проекте, смогли актуализировать теоретические знания по использованию приема антиципации на уроках литературного чтения.

 

свернуть

Работа педагогической мастерской заместителей директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе

31.03.2022 года состоялась работа педагогической мастерской заместителей директора по воспитательной, учебно-воспитательной работе по теме "Система работы учреждения образования по использованию информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения эффективности идеологического, гражданского и патриотического воспитания"

 
свернуть

Занятие в районной Школе молодого учителя по теме "Контрольно-оценочная деятельность учащихся как форма обратной связи в образовательном процессе"

11 марта 2022 года на базе СШ № 4 г. Новогрудка прошло занятие в районной Школе молодого учителя по теме "Контрольно-оценочная деятельность учащихся как форма обратной связи в образовательном процессе" в форме диалога. 

Молодой педагог впервые переступает порог класса. Сколько сложностей ждет его впереди! У него нет опыта, и ему не с чем сравнивать каждую новую педагогическую ситуацию. Он учиться быть и уравновешенным, и строгим, и уступчивым, и требовательным, и не возмутительным, и жизнерадостным…А современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Поэтому сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой. Такая поддержка просто необходима. И это подтвердят молодые педагоги. Все трудности легко преодолеваются, если рядом постоянно чувствуешь поддержку старших, опытных наставников. Ведь каждый из них - мастер своего дела.

Педагогический коллектив СШ №4 г.Новогрудка встречал на базе учреждения образования своих молодых коллег Новогрудского района в рамках заседания «Школы молодого учителя», чтобы поделиться опытом работы по теме «Контрольно-оценочная деятельность учащихся как форма обратной связи в образовательном процессе». Факт файл «Учреждение образования глазами молодого специалиста», представленный молодым специалистом учреждения Четырко В.Л., ознакомил гостей с традициями и инновациями школы. Панорама открытых уроков учителей начальных классов Мурог Т.И. и английского языка Кузьмич Т.И.  предоставила возможность молодым коллегам увидеть живое взаимодействие учителя и учащихся. Совместная деятельность в режиме интерактивного практикума, который провели заместитель директора по УР Жидко М.Г. и учитель начальных классов Бесараб И.Н., позволила молодым специалистам обменяться мнениями, соотнести свои взгляды с точкой зрения коллег, совместно решить педагогические профессиональные задачи.

Состоявшийся методический диалог «Школы молодого учителя» позволил убедиться нашим молодым педагогам, что они всегда могут рассчитывать на профессиональную поддержку своих опытных коллег!

 

свернуть

Районное методическое объединение руководителей школьных методических формирований учителей начальных классов

Вопросы визуализации учебной информации на І ступени общего среднего образования изучались участниками районного методического объединения руководителей школьных методических формирований учителей начальных классов на базе средней школы №4 г.Новогрудка.

На теоретическом этапе Карпович Т.А. познакомила членов методического объединения с теоретическими основами технологии визуализации, принципами её построения (принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации). Об обосновании использования технологии визуализации в учебном процессе на І ступени общего среднего образования разговор повела Гаврош С.П. Итогом работы в рамках блока стал кластер, методический глоссарий, составленые участниками заседания.

В рамках учебно – методического блока учитель Адашкевич Т.В. поделилась опытом об использовании техники визуализации учебной информации (кроссенс, облако слов, скрайбинг, таймлайн, гексы, интеллект - карта) на разных этапах урока по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» (литературное чтение).

Практическая часть заседания заключалась в участии педагогов в мастер – классе по созданию интерактивного плаката, который провели Мурог Т.И., Бесараб И.Н. Учителя пошагово создавали интерактивный плакат с нуля в приложении «Genially». Участники мастер – класса на этапе рефлексии отметили свою заинтересованность и согласились с мнением, что достоинство такого плаката – его интерактивность: читатель может знакомиться с информацией в любом удобном для себя порядке и открывать только интересующие его материалы. С помощью интерактивных плакатов можно собрать и обобщить материал по любой теме в разрезе всех учебных предметов.

В рамках интерактивной перемены руководитель районного методического объединения руководитель школьных методических формирований учителей начальных классов Бельчицкая Ж.Е. предложила полистать страницы Методического блокнота «Навигатора» (блога для руководителей школьных методических формирований учителей начальных классов) с целью ознакомления с представленным в нем опытом коллег нашего региона. Начальник отдела общего среднего и дошкольного образования управления образования Новогрудского райисполкома Хроян Ж.Ю. ответила на волнующие педагогов вопросы: аттестация учащихся, об участии учащихся начальных классов в изучении качества общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

По ходу заседания руководители школьных методических объединений сформировали «Методический портфель», который состоял из глоссария, методической шпаргалки, инструкции по созданию интерактивного плаката. В заключении каждый участник получил домашнее задание по разработке учебных занятий с использованием технологии визуализации.  

Участники методического мероприятия пришли к выводу, что постепенно обучая детей визуализировать свои объяснения, мы научим их не просто механически заучивать правила, а понимать их, приводить примеры, применять на практике.

свернуть

Заседание районного методического объединения учителей математики по теме «Моделирование современного урока математики с использованием технологий визуализации информации» в форме семинара-практикума.

14 ноября 2021 года на базе СШ № 4 г. Новогрудка прошло заседание районного методического объединения учителей математики по теме  «Моделирование современного урока математики с использованием технологий визуализации информации» в форме семинара-практикума. В начале его работы была проведена диагностика и проанализирован уровень владения навыками использования техник визуализации в образовательном процессе педагогами учреждений образования через анкетирование с помощью интернет сервиса Web 2.0.

Вниманию педагогов была предложена видео-презентация Жегало Н.И., руководителя творческой группы учителей математики, в которой были освещены содержательные аспекты технологии визуализации, рассмотрены основные техники, модели, способы визуализации и их содержание.

Педагоги на заседании имели возможность «погрузиться» в  рассмотрение актуальных вопросов использования технологии визуализации в современном образовательном процессе по математике с учетом эффективного педагогического опыта учителей учреждения. Коллегам был представлен практический опыт применения технологий визуализации через просмотр и анализ видеофрагментов уроков математики в 8 классе («Площади многоугольников», учитель Ходанова Л.Ф.), в 9 классе («Свойства функции», учитель Малявская М.Е.,) в 11 классе («Свойства логарифмов» с использованием мобильного приложения обучающей платформы «Kahoot», учитель Шевко И.Г.).

Участники семинара   поучаствовали в  мастер-классе по созданию интеллект-карт с помощью программы «MindMeister», тем самым приобрели «незаменимый» практический опыт в моделировании современного урока, который может быть использован учителями для развития учебно-познавательных и информационных компетенции учащихся. 

 

свернуть

Заседание «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся посредством когнитивной визуализации»

Как писал В. А. Сухомлинский: «Необходимо строить крепкую интеллектуальную основу для педагогического мастерства. Без этой основы нет ни творчества, ни педагогических убеждений». Интеллектуальную основу для своего педагогического мастерства 11.12.2021 устроили учителя средней школы № 4 г.Новогрудка, где в рамках внутришкольной методической работы прошло заседание «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся посредством когнитивной визуализации»

 

Целью мероприятия было совершенствование профессионально-личностной компетенции учителей в вопросах активизации учебно-познавательной деятельности учащихся посредством визуализации учебной информации.

На теоретическом этапе члены методического объединения познакомились с приемами визуализации учебной информации, их характеристиками (интеллектуальные карты, таблицы, диаграммы, кроссенс, денотантный граф, облако слов, инфографика, скрайбинг, шкала времени и т. д.).

В ходе интерактивной перемены «Эйдетика для Y, Z и Alpha» педагоги узнали, что такое эйдетика, нейробика, кошелёк Миллера, прескевю и Кривая Эббингауза и познакомились с приемами и способами, облегчающими запоминание и увеличивающими объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Об особенностях использования ментальных карт на уроках узнали учителя в ходе мастер-класса «Интеллект-карты как инструмент отображения и структурирования учебного материала для развития познавательных способностей учащихся».

Участники методического мероприятия пришли к выводу, что использование средств когнитивной визуализации на уроках может повысить уровень наглядности, стимулировать познавательный интерес, придать работе проблемный, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержания предмета. 

свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Основы современного урока

Рекомендации для педагогов по работе с неуспевающими учащимися

Структура методической службы государственного учреждения образования "Средняя школа №4 г.Новогрудка"